С точки зрения исламской догматики смерть не считается событием, полностью завершающими существованиие человека. Она является гранью, у которой завершается мирской этап человеческой жизни, и с которой начинается следующий этап – жизнь в потустороннем мире. Мусульманские богословы поясняют это следущим высказыванием: «Со смерью человека для него наступает Судный день». При этом каждый челвовек проходит через это событие, а истинным бессмертием (Вечным сущетсвованием) обладает только Аллах.
По этой причине ислам призывает обращать внимание не на сам факт смерти, а заботиться о деяниях и чистоте души, с которыми человек предстанет пред Аллахом. Согласно исламскому вероучению, человеческая жизнь является лишь краткосрочным этапом существования, в связи с этим все мирские блага временны и иллюзорны. Истинным существованием является вечное существование в загробном мире, блага которого нескончаемы.
Соответственно смерть также рассматривается как пробуждение от иллюзии, в связи с этим богословы акцентируют внимание на высказывании пророка Мухаммада: «Часто упоминайте ту, которая лишаеть вас наслаждений». Богословы для обозначения смерти также используют термины «ал- кийама ас-сугра» («малый Судный день») и «ал-барзах» («преграда»). Первый термин подразумевает, что после смери человек теряет возможность совершать благие деяния и начинает получать награду или наказание засовершенные. Второй термин подразумевает, что смерть является гранью, разделяющий мирскую и потустроннюю жизни.
Исламская догматика учит, что человеческая сущность состоит из двух основных элементов, души и тели. При этом тело – это материальная составляющая человека, с которой человек расстается после смерти. Что же касается души, то она является истинной сущностью человека, которой Бог даровал бессмертие, однако ее истинная природа не известна и является божественной тайной. Обе составляющие при жизни человека существуют вместе, а после смерти физическая распадается на химические элементы, а не материальная душа продолжает свое существование.
В исламском вероучении считается, что Бог еще до сотворения людей точно определил момент смерти каждого человека. Соответственно никто не в состоянии покинуть мир пока срок его жизни не завершиться, и в то же время продолжать свою жизнь после завершения установленного срока. Этот срок известен только Аллаху и никто не в состоянии его предвидеть. В отличие, от религиозно-философских доктрин, признающих метемпсихоз или реинкарнацию, исламская догматика это явление отрицает. Согласно исламскому вероучению у человека две жизни и две смерти, но проходят с одной и той же сущностью.
Первой смертью считается состояние физического небытия до рождения, а вторая смерть – когда человек расстается со своим физическим телом. Соответственно первая жизнь – это мирская жизнь, а вторая – загробная.
Islam-Today