Кто обязан содержать ребенка - отец или мать?

Кто обязан содержать ребенка - отец или мать?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Содержать детей и обеспечивать их всем необходимым обязательно, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях». То есть отец обязан содержать своих детей, потому что они рождены от него. По мнению факыхов, человек обязан обеспечивать своих маленьких детей, а также внуков, правнуков и так далее. То есть дед обязан содержать своих внуков, с какой бы стороны они ни были, потому что потомком считает не только ребенок, но и те, кто произошел от него. Эта обязанность ложится на человека потому, что его дети являются частью его самого, а не потому, что между ними существует наследование.

А по мнению имама Малика, человек обязан обеспечивать только своих детей, но не внуков, поскольку внешне упомянутый аят указывает именно на это: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях»/ По его мнению, причина обязанности содержания в наследовании, а не только в том, что дети являются частью своего отца. Человек обязан содержать детей при наличии двух условий: если он способен на это, то есть у него есть средства или он способен зарабатывать их, и если ребенок беден, и у него нет имущества, и он не способен зарабатывать. Ханбалиты добавили к этим условиям еще одно: у них не должна быть разная религия, а иначе они не обязаны содержать друг друга.

Таково признанное мнение ханбалитов. Обязан ли содержать детей кто-то, кроме отца? Относительно этого существует четыре мнения. Ханафиты считают, что если отца нет или же он беден и не способен зарабатывать по причине болезни, старости и так далее, то его детей должен содержать кто-нибудь из предков, неважно, мужчина или женщина, если у них есть средства. Маликиты считают, что содержать детей обязан только отец, потому что Пророк сказал человеку, который спросил его о том, на что ему потратить имеющийся у него динар: «Потрать его на себя». Он сказал: «У меня есть еще один». Он сказал: «Потрать его на свою семью». Этот человек сказал: «У меня есть еще один». Он сказал: «Потрать его на своего слугу». Он сказал: «У меня есть еще один».

Пророк сказал: «Ты лучше знаешь, куда его потратить». Пророк не велел ему тратить на кого-то, кроме тех, кто перечислен в хадисе. Кроме того, Шариат велит нам содержать родителей и детей, а остальные не приравниваются к ним, поскольку их не связывает с человеком рождение, да и нормы, касающиеся их, отличаются от норм, касающихся других людей, поэтому в данном случае было бы неверным проводить аналогию. Шафииты считают, что если нет отца или он не способен обеспечивать детей, их должна обеспечивать мать, поскольку Всевышний сказал: «Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка». 

А также потому, что содержание детей возложено на отца, хотя их родила мать, а не он, и поэтому она еще больше подходит для того, чтобы возложить на нее их содержание. Она также обязана содержать внуков, поскольку бабушка приравнивается к матери в нормах, связанных с рождением. А ханбалиты говорят, что если у маленького ребенка нет отца, обязанность содержать его ложится на каждого наследника в соответствии с его долей наследства, поскольку Всевышний сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях». И далее Он сказал: «И на наследника возложено подобное этому». То есть Он возложил на отца обязанности по содержанию младенца, а затем упомянул в этой связи и наследника, возложив на него то же, что и на отца. Однажды к Пророку пришел один человек и спросил: «Кому мне следует делать добро?» Он ответил: «Своей матери, потом отцу, потом сестре, потом брату».

А в другой версии есть добавление: «...потом другим родственникам, начиная с ближайшего - это долг и родство, которое следует поддерживать». Этот хадис подтверждает упомянутое мнение: Пророк обязал этого человека поддерживать отношения с родственниками и оказывать им милость и благодеяние, а обеспечение входит в поддержание родственных связей, ведь оно названо обязательным правом. Факыхи согласны в том, что в обеспечение детей и внуков входит предоставление им в достаточном количестве хлеба, другой еды к хлебу, питья, одежды, а также их обеспечение жильем и кормилицей, если ребенок грудного возраста в соответствии с материальным положением обеспечивающего и обычаями той местности, в которой он живет, потому что оно сделано обязательным в силу необходимости, и размер его должен также определяться необходимостью.

Так, Пророк сказал Хинд, жене Абу Суфйана: «Бери столько, сколько хватает тебе и твоему ребенку в разумных пределах». То есть он так определил содержание ее и ее ребенка: оно должно быть достаточным.

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: