В эсхатологии ислама Рай понимается как место, куда попадут верующие, творившие праведные деяния и воздерживавшиеся от греховных. Основное название Рая в арабском языке «джаннат» («сад»). По мнению богословов в Рай не однороден, в нем есть различные степени. Согласно одному из хадисов, наивысшая степень Рая называется «аль- Василя» и она будет дарована только Пророку Мухаммаду В Коране и хадисах встречается много описаний Рая. Из этих описаний богословы делают вывод, что:
1) Ширина Рая сравнима с лишь с небесами.
2) В Раю нет ни палящего солнца, ни мороза.
3) В нем текут реки с чистейшей водой, молочные реки, которые никогда не киснут, винные реки, которые не опьяняют и медовые реки.
4) В райских садах множество различных плодовых деревьев.
5) В Раю много различной дичи.
6) Одежда обитателей Рая из тонкого зеленого шелка, атласа и парчи.
7) Для обитателей Рая приготовлены прекрасные жилища, ложа, слуги и супруги
8) Сердца обитателей Рая очищены от различных негативных качеств, например, ненависти, зависти и злобы. Однако, считается, что все, вышеперечисленные блага отличаются от мирских в одном из хадисов кудси сказано: «Я в раю подготовил для своих рабов то, что их глаза не видели, их уши не слышали, и то, что они не могут себе представить…»95. По мнению мусульманских богословов, райские блага схожи с земными только в названиях, по своей сути же это совсем различные предметы и понятия.
Самым же высшим из благ Рая считается возможность увидеть Аллаха. мусульманские богословы считают, что верующие войдут в Рай не в качестве награды за свои деяния, а по милости Аллаха. Ад – это противоположность Рая, это место, предназначенное для грешников и неверных. Считается, что так же как невозможно представить Рай, так же невозможно представить и Ад.
Из айатов Корана и хадисов Пророка Мухаммада , описывающих Ад можно сделать выводы, что:
1) Адские наказания не ограничиваются огнем, там есть и холод, и тень, и вода, однако все это предназначено для наказания.
2) Адский огонь так не похож на земной. Во-первых, он во много раз сильнее, чем земной, а во-вторых, в отличие от земного огня, адский огонь не уничтожает, не убивает, а доставляет страдания.
3) От адского огня не спастись смертью, так как обитатели Ада бессмертны.
4) Своих обитателей Ад встречает, ревом, россыпями искр и пламени.
5) В Аду присутствуют различные виды наказаний для грешников и неверующих.
6) Обитатели Ада не увидят своего Господа.
7) Адская пища не утоляет голод и жажду, а доставляет страдания.
8) Один из хадисов сообщает, что после того, как все обитатели Рая войдут в Рай, и все обитатели Ада войдут в Ад, приведут смерть в образе белой овцы, и зарежут ее.
Это будет символизировать вечность пребывания в Раю и Аду. Обитатели Рая увидев это обрадуются, а обитателям Ада это доставит еще большее мучение.
Islam-Today