Одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха – «аль-Гаффар», или Прощающий. Это значит, что наши грехи не могут стать завесой между нами и Всевышним, какими многочисленными и большими они не были, Аллах не покидает своего раба из-за грехов, а раб не выходит из под Его опеки.
От непослушания Аллаху наибольшую пользу извлекает шайтан, который после грехов наущает к совершению еще большего греха – отчаянии милости Аллаха. Или заставляет его поверить, что его грех больше, чем милость Аллаха. Грехи – это свойство человека, а прощение – качество Аллаха Всевышнего. Разве может свойство человека быть выше свойства Аллаха?
В хадисе сказано: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если вы не будете совершать грехи, Аллах Всевышний обязательно уничтожит вас и приведет людей, которые станут грешить и просить Аллаха Всевышнего о прощении, а Он будет прощать их». И это не значит, что пророк побуждал людей к совершению греха, это значит, что грехи – неотъемлемая часть человека, Аллах создал человека с этим свойством, но Он любит тех, кто просит у Него прощения, и создал людей для поклонения и прощения. Каждый человек совершает грехи, вы не найдете ни одного человека, который бы был совершенным. В этом все люди едины. Но первым различием их является то, какие грехи они совершают – большие и малые, открытые и явные, намеренные или по ошибке. На самой первой инстанции совершения грехов, людей различает их вера, их отношение к предписаниям и запретам Всевышнего, их внутренний датчик, который либо всячески отдаляет от греха, провоцирующих грехи мест и людей, либо не осознавая важности и пагубности ослушания Аллаха, всячески провоцирует и совершает грехи.
Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если (совершишь ты столько) грехов, что достигнут они туч небесных (‘анан ас-сама), а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придешь ты ко Мне с (таким количеством) грехов, что заполнят они собой чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!» Далее, после совершения греха, людей также отличает их отношение к нему. Те, чья вера ослаблена, не размышляет и не сожалеет о содеянном, не раскаивается и продолжает жить такой же жизнью. И только тот кто обладает крепкой верой, сожалеет о мельчайшем грехе, сомневается, анализирует, ищет свои изъяны, сожалеет исправляется. На этой инстанции отличительной чертой людей является покаяние.
В хадисе сказано: «Тому, кто станет постоянно просить о прощении, Аллах (укажет) выход из любого (затруднительного положения), и облегчит для него любую печаль и пошлет ему его удел, откуда он и не ждет». Прошение прощения у Аллаха – само по себе является актом поклонения, так как выражает богобоязненность и стремление к довольству Творца.
Даже посланник Аллаха (мир ему), будучи лучшим из людей, говорил: «Клянусь Аллахом, поистине, я прошу Аллаха о прощении и обращаюсь к Нему с покаянием более семидесяти раз в день». Милость Аллаха Всеобъемлюща. Грех остается между Создателем и Его рабом. Одно из имен Аллаха – «аль-Саттар», что значит скрывающий ошибки. Если человек желает, чтобы Аллах скрыл его ошибки, он должен скрыть ошибки других людей, как сказано в хадисе.