Что касается сверхъестественных явлений, демонстрируемых последователями различных псевдорелигиозных течений, придуманных людьми, то по этому поводу можно сказать следующее:
1. В этом мире, являющемся местом испытания для людей, Аллах Всевышний обращается к разуму человека. Для того, чтобы это испытание проходило в рамках справедливости, был установлен принцип, гласящий «Ля икраха фид-дин (в религии нет принуждения)». И в соответствии с этим принципов разуму человека не было в принудительном порядке указано на прямой путь.
2. В соответствии с этим важнейшим принципом пророке Мусе (алейхи салям) был дан чудесный посох, а его оппонентам было дано знание магии и колдовства. При виде чудо, которое продемонстрировал Муса (алейхи салям) колдуны уверовали, тогда как все остальные люди использовали свой разум в противоположном направлении, сочтя посох Мусы одним из видов колдовства и магии, вследствие чего эти люди продолжили упорствовать в своем неверии.
3. Таким образом, принцип «открыть двери разума, но не лишать человека воли» лежит в качестве мерила справедливости между чудом истинного пророка и сверхъестественными делами лжепророком; между караматом истинного аулия и караматом ложного аулия. Чтобы испытание религией в этой жизни проходило в одинаковых для всех условиях.
4. Из всего этого следует, что существование истинных чудес и ложных чудес, является требованием справедливого испытания. Чтобы те, кто уверовал, уверовали опираясь на доказательство, и чтобы неверие тех, кто не уверовал, тоже опиралось бы на доказательство. В исламской литературе эти ложные чудеса и ложный карамат, именуются словом «Истидрадж». Термин истидрадж означает демонстрацию неких сверхъестественных вещей человеком, который является неверующим или лицемером. Термин истидрадж был извлечен из следующего аята: «А тех, которые считают ложью Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не узнают этого» (аль-Араф 7/182).
5. Исходя из необходимости наличия истинного и ложного, в соответствии с принципом справедливости испытания, так же необходимо наличие мерила, которое бы позволяло отличить истинное от ложного. Исламские алимы, исходя из аятов Куръана и хадисов, пришли к выводу, что мерилом этого может быть личность человека, от которого исходят эти сверхъестественные деяния.
Исходя из этого, если личность человека и образ его жизни соответствуют тем сверхъестественным действиям, которые он демонстрирует, то в этом случае этот человек является правдивым и праведным. В противном же случае этот человек является лжецом и самозванцем.
Islam-Today