Можно ли человеку, находящегося в пути не поститься во время Рамазана?
Ответ: Человеку, путешествующему на дальнее расстояние (около 90 километров), разрешается не поститься в месяц Рамазан [1]. Всевышний Аллах говорит в Коране:
فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [2].
Если путник завершив прием пищи (сухур) отправится в путь после рассвета, то пост этого дня нельзя нарушать. Потому что он начал поститься в своем месте проживания. Он не может нарушить пост по своей воле. Если он прервет пост перед тем, как отправится в путь, то восполнит не только пропущенный пост но и каффарат поста (оплата). А если прервет свой пост во время пути, то будет возмещен только пропущенный пост [3]. Поэтому следует выехать на дорогу до рассвета, не постившись.
Ответ: Когда путник возвращается к месту жительства или намеревается пробыть в одном городе 15 дней, он обязан поститься.
Если путник вернется домой из путешествия до половины первого дня (т. е. около часа или полутора часов до полуденного времени) и намерен поститься (если он ничего не ел), его пост будет действителен. А если он приезжает после полуденного времени, то до захода солнца ничего не должен ест, чтобы избежать обвинений людей. Так как остерегаться случаев привлечения обвинений является ваджибом [4]. После месяца Рамазан он восполняет пост пропущенного дня.
Ответ: Если пост не причиняет путнику проблем, лучше поститься. Всевышний Аллах говорит в продолжение вышеприведенного аята:
وَأَنْ تَصُومُوا خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» [5].
Человек получает вознаграждение за прерванный пост, который разрешен во время пути. А если он будет дальше поститься, то получит больше награды. Если его пост причиняет неприятности ему самому или людям по соседству (т. е. они едят и пьют), ему лучше прервать пост [6].
Из книги «Фетвы касательно поста Рамазан»
[1] «Фатху аль-қадир», 2/356.
[2] Сура «аль-Бакара», 184-аят.
[3] Абдулхамид Махмуд Тухмаз, «аль-фикх аль-ханафи фи саубихи аль-жадид», 1/437.
[4] «Аль-Ихтияр», 1/421.
[5] Сура «аль-Бакара», 184-аят.
[6] «Радду аль-мухтар», 3/406.