Согласно нормам Шариата, во время намаза в пятницу нельзя не только задавать вопрос, но и также переговариваться, шуметь или заниматься посторонними вещами, следует лишь внимательно слушать.
По свидетельствам сподвижников Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего):
«Мы боялись не только привлечь внимание к себя, а даже и шелохнуться, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) вел богослужение в мечети. Мы ощущали себя подобно человеку, на голову которого присела птица. После завершения пятничной проповеди мы не решались первыми начать беседу и ждали пока какой-нибудь бедуин (которые вели кочевой образ жизни, а потому невежественны и не ведают о рамках приличия) не прервет тишину. Сами мы испытывали затруднения и стеснялись первыми затеять разговор».
Во время ва’аза, тем более пятничного богослужения недопустимо даже пошевельнуться, ответить на приветствие и даже призвать к тишине, если рядом с вами кто-то осмелился разговаривать с соседом. Все ваше внимание должно быть сосредоточено на имаме и на значении произносимых им речей.
Даже поигрывание посторонним предметом или частью одеяния считается макрухом, то есть не дозволено. В иные дни, после того как имам завершит богослужение можно задать интересующий вас вопрос.
Как правило, Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) для того, чтобы прихожане уяснили все, любил по три раза повторять об одном и том же. Следуя этому правилу, имам снимает с себя ответственность, однако если и тогда слушатели не совсем разобрались в затронутых вопросах, то после ва’аза они вправе задать вопрос имаму и он обязан дать им ясный и четкий ответ.
И в том случае, когда подобно этому бедуину, который не слишком образован, кто-то с места задаст вопрос, то имам не должен оставить без внимания и его вопрос. А если же один из прихожан пожелает выступить с наставлением, то он обязан сделать это, получив предварительно разрешение у имама. Без разрешения имама также никто не вправе возглавить намаз или произносить азан. Если мам не против, желающий может произнести восхваления Аллаху Та’аля, салаваты в честь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) или выступить с ва’азом о загробной жизни в ахирате.
Габдулхак хазрат Саматов.