5 состояний души, описанные в Священном Коране

5 состояний души, описанные в Священном Коране

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее» (сура «Шамс», аяты 7-10)

Нафс – это та темная сторона человеческой души, в которой собраны все его вожделения и страсти, это сосредоточие зла и отрицательных наклонностей. В Священном Коране слово «нафс» использовано в разных значениях. Именно эта часть души нашептывает многим людям разные сомнения и опасения (сура «Каф», 50:16), повелевает человеку зло, возбуждает в нем низменные страсти, внушает ему порочность («Йусуф», 12:53; «Назигат», 79:40; «Шамс», 91:7). Наверное по этой причине Всевышний Аллах назвал преуспевшими, заслужившими спасения тех людей, которые сумели очистить свою душу и украсить ее положительными нравственными качествами (сура «Шамс», 91:9; сура «Агля», 87:14). А чтобы это осуществилось, Господь советует нам бороться с нашим нафсом (сура «Анкабут», 29:69).

В нашей святой Книге говорится о пяти состояниях души. Они названы аммара (повелевающая), леввама (осуждающая), мульхима (вдохновленная), мутмаинна (успокоившаяся), радийа (удовлетворенная). Исламские ученые, в особенности суфии, много внимания уделяли теме борьбы со своим нафсом, и сами они прилагали большие усилия для очищения и воспитания своего нафса. Кроме всего прочего, в истории Ислама было создано большое число научных трудов по этой проблематике.

Исламские ученые утверждали, что воспитание души требует даже еще больших усилий, чем воспитание тела, потому что нафс, с которым необходимо постоянно вести борьбу, обладает многими отрицательными качествами. Среди них можно назвать обман, хитрость, зависть, жадность, честолюбие, тщеславие и т. д. Если не держать все это в крепкой узде, человеку легко сбиться с праведного пути. А тот человек, который постоянно очищает и воспитывает свою душу, быстрее приближается к Аллаху.

Живший в тринадцатом веке автор книги под названием «Касида-и Бурде» Имам Бусири сравнил нафс с сосущим молоко младенцем. Он советовал ограничивать его желания и потребности. Согласно ему, если нафс будет добиваться всего, чего только пожелает, то очень скоро станет распущенным и начнет господствовать над человеком. Поэтому душу необходимо все время держать в узде.

Но одновременно с этим, если не справившись со своим нафсом, человек упал в яму греховности, он не должен упорствовать в грехе, но и не впадать в отчаяние. Ведь насколько бы тяжкими не были человеческие грехи, их все равно превосходит милость Аллаха и Его прощение. Недаром в Коране имеется конкретное пояснение по данному вопросу: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (сура «Зумар», 39:53).

А раз так, то мы должны помнить кратковременный характер земных удовольствий и держать под контролем вожделения своего нафса. Только поступая подобным образом, мы удостоимся спасения в ахирате. Мы обязаны не давать нафсу властвовать над нашим разумом, а наоборот свой разум сделать властителем над всеми порывами нашей души. Если же несмотря на это нас одолеют страстные желания нашего нафса, то в этом случае будем просить милости у Аллаха, покаемся и попросим у Господа прощения. Ни в коем случае не будем забывать, что нафс является одним из факторов, способных отвернуть нас от истинного пути.

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: