Как объяснить хадис от ибн Аббаса о совмещении намазов зухр с асром и магриб с иша?

Как объяснить хадис от ибн Аббаса о совмещении намазов зухр с асром и магриб с иша?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Вопрос:

Можно ли совмещать намазы зухр с асром и магриб с иша? Если нет, то как можете объяснить хадис от ибн Аббаса в Сахих Муслима о совмещении этих намазов?

Ответ:

По мнению ханафитов совмещение намазов, кроме как в Арафат между зухр и асром, в Муздалифа между магриб и иша, не разрешается, хоть для путника, хоть для мукыма. Следует из хадиса Абдуллаха ибн Аббаса (радыяллаху анху) «джам’-сури», т.е. внешне выглядит как совмещение, но не «джам’-хакыки», не является им по факту.

«Джам’-сури» состоит из отложенного до конца промежутка времени намаза зухр и начала промежутка времени намаза аср. Совмещение намаза магриб и намаза иша происходит аналогично.

В книге «Сунан-ан-Насаи» передается от ибн Аббаса, что он имел ввиду, что совмещение намаза, упомянутое в других хадисах – «джам’-сури»:

أَخْرَجَ النَّسَائِيُّ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ: "صَلَّيْتُ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ الظُّهْرَ وَ الْعَصْرَ جَمِيعًا وَ الْمَغْرِبَ وَ الْعِشَاءَ جَمِيعًا، أَخَّرَ الظُّهْرَ وَ عَجَّلَ الْعَصْرَ وَأَخَّرَ الْمَغْرِبَ وَ عَجَّلَ الْعِشَاءَ".

Ибн Аббас сказал:

«Я читал с пророком (салляллаху алейхи ва саллям) зухр совместно с асром и магриб совместно с иша. Т.е. читал зухр и магриб с конце своего времени, а аср и иша в начале».

Алляма Шаббир Ахмад Усмани в книге «Фатхуль-Мульхим» после напоминания этого хадиса сказал:

فَهَذَا ابْنُ عَبَّاسٍ رَاوِي حَدِيثِ الْبَابِ قَدْ صَرَّحَ بِأَنَّ مَا رَوَاهُ مِنَ الْجَمِيعِ الْمَذْكُورِ هُوَ الْجَمْعُ الْصُّورِيُّ، وَ مِمَّا يُؤَيِّدُهُ مَا رَوَاهُ الشَّيْخَانِ عَنْ عَمْرِو بْنِ دِينَارٍ أَنَّهُ قَالَ: "يَا أَبَا الشَّعْثَاءِ أَظُنُّهُ أَخَّرَ الظُّهْرَ وَ عَجَّلَ الْعَصْرَ وَ أَخَّرَ الْمَغْرِبَ وَ عَجَّلَ الْعِشَاءَ. قَالَ: وَأَنَا أَظُنُّهُ" – وَ أَبُو الشَّعْثَاءِ هُوَ رَاوِي الْحَدِيثِ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ.  (فتح الملهم شرح صحيح مسلم: 2/267)

«Ибн Аббас являясь передатчиком этого хадиса чётко сказал то, что он передал о совмещении, это «джам’-сури». Подтверждает его слова хадис, который приводится в «Сахих» Муслима и «Сахих» Бухари от Амр ибн Динара:

«О, Аба Аш-Ша’са! Я думаю, что он читал зухр и магриб в конце своего времени, а аср и иша в начале». Абу Аш-Ша’са ответил: «Я тоже так думаю». Абу Аш-Ша’са – передатчик хадиса от ибн Аббаса».

(«Фатхуль-Мульхим шарх Сахих Муслим», т.2, стр.267)

  А Аллах знает лучше.

islam-today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: