بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины - Адама и Хаввы - и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга, имели добрые взаимоотношения друг с другом. Поистине, перед Аллахом самый достойный и почтенный из вас на этом и на том свете - наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах объемлет все сущее Своим знанием. Он Сведущ и от Него ничто не скроется». (сура «Аль-Худжурот», аят 13).
Всевышний констатирует, что все потомки Адама аляйхи ва салям, имеют одно происхождение. Все они принадлежат одному человеческому роду и произошли от одного мужчины и одной женщины - Адама и Хаввы. От них Аллах Субхана ва Тааля создал множество мужчин и женщин, которых расселил по земле и сделал многочисленными народами и малочисленными племенами для того, чтобы они узнавали друг друга. Благодаря этому люди узнают друг о друге, много полезного, помогают друг другу и перенимают друг от друга то, что прежде им было неизвестно. Кроме того, они завязывают родственные отношения и поддерживают друг друга в радости и в беде. Все это было бы невозможно, если бы они жили уединенно, но Аллах азза ва Джаля смилостивился над ними и сделал их народами и племенами, чтобы они жили вместе и поддерживали теплые родственные отношения. Однако ни многочисленная родня, ни принадлежность к великому народу, ни знатное происхождение не помогут человеку заслужить благосклонность и милость Господа миров, так как самые почитаемые Им среди людей - наиболее благочестивые и богобоязненные люди, которые во всем повинуются Ему и остерегаются грехов.
وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعًا وَلاَ تَفَرَّقُواْ وَاذْكُرُواْ نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَىَ شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ
Держитесь все вместе за религию Аллаха, не разделяйтесь и помните милость Аллаха к вам: ведь до Ислама вы были врагами друг другу, а Он сблизил ваши сердца благодаря Исламской религии, и вы стали братьями, любящими друг друга. Вы были неверными и разделенными - на краю пропасти геенны огненной, а Аллах спас вас оттуда, направив вас по прямому пути Ислама. Такими прекрасными знамениями Аллах объясняет вам путь к благу, чтобы вы продолжали идти по Его благочестивому пути. (сура «Аль-Имрон», аят 103).
Аллах Табарока ва Тааля призывает мусульман, быть признательными и благодарными за Его великие милости, бояться Его надлежащим образом, исправно подчиняться Ему и не ослушаться Его, стремясь найти Его довольство. Он велел людям исповедовать истинную религию и крепко держаться за вервь Аллаха Роббиль иззат, которую Он протянул к Своим рабам, сделав ее единственным путем, ведущим к Его благосклонности. Эта вервь - религия Ислам, ниспосланная в Коране и Сунне Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и люди обязаны объединиться вокруг этой религии, не распадаться на группировки и следовать этим путем до окончания жизни.
Аллах Роббиль иззат напомнил мусульманам о том, в каком положении они находились до того, как Он оказал им эту великую милость. Они были разрозненны и враждовали друг с другом, но Аллах азза ва Джаля посредством религии Ислам помог им объединиться, сплотил их сердца и сделал их братьями. Они находились на краю Адской пропасти, но Аллах Субхана ва Тааля спас их от великой беды и повел их праведным путем, к счастью и к обширным благам. Так Он разъясняет людям знамения, чтобы они следовали путем Истины, и благодарили Его и крепко держались принципов Ислама.
Исламский мир в настоящее время все активнее позиционирует себя в качестве важнейшего игрока на международной арене. XXI век стал временем его консолидации и активизации. Выход на авансцену мировой политики исламского мира, который ранее многие политологи называли «цивилизацией бедных», сегодня приобретает все более зримые очертания.
В понятии «исламский мир» выделяют три аспекта: религиозно-культурный, географический и политический.
В религиозно-культурном отношении мусульманский мир - это мировое сообщество людей, исповедующих религию Ислам, а также связанных общими религиозными и культурными ценностями, образом жизни. Для этого аспекта употребляется термин «умма» - мусульманская община, неразрывное единство всех верующих,
где бы они ни проживали. В настоящее время население планеты достигло, по состоянию на январь 2024 года, около восьми миллиардов девятнадцати миллионов восемьсот семьдесят шести тысяч человек, из них два миллиарда двести тысяч мусульмане. Они составляют 26% жителей земли, представляя собой мусульманскую умму, и являются носителями собственной исламской цивилизации.
Концепция уммы основывается на канонах Досточтимого Корана и Сунны, констатирующая, что все мусульмане - братья.
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
«Поистине, верующие в Аллаха и в Его посланника - братья. Вера объединила их сердца. Так примирите же своих братьев ради братства в вере и защитите себя от наказания Аллаха, выполняя то, что Он повелел, и, отказываясь от того, что Он запретил, желая, чтобы Он помиловал вас за вашу богобоязненность». (сура «Аль-Худжурот», аят 10).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: مَنْ نَفَّسَ عَنْ مُؤْمِنٍ كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ الدُّنْيَا نَفَّسَ اللَّهُ عَنْهُ كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ، وَمَنْ يَسَّرَ عَلَى مُعْسِرٍ، يَسَّرَ اللَّهُ عَلَيْهِ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ، وَمَنْ سَتَرَ مُسْلِما سَتَرَهُ اللهُ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ ، وَاَللَّهُ فِي عَوْنِ الْعَبْدِ مَا كَانَ الْعَبْدُ فِي عَوْنِ أَخِيهِ، وَمَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَلْتَمِسُ فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ بِهِ طَرِيقًا إلَى الْجَنَّةِ، وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِي بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ، وَيَتَدَارَسُونَهُ فِيمَا بَيْنَهُمْ؛ إلَّا نَزَلَتْ عَلَيْهِمْ السَّكِينَةُ، وَغَشِيَتْهُمْ الرَّحْمَةُ، وَذَكَرَهُمْ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ، وَمَنْ أَبَطْأَ بِهِ عَمَلُهُ لَمْ يُسْرِعْ بِهِ نَسَبُهُ رَوَاهُ مُسْلِمٌ بهذا اللفظ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллах аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах азза ва Джаля избавит от одной из печалей Судного дня, тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах азза ва Джаля облегчит его собственное положение и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах азза ва Джаля покроет и в мире этом, и в мире ином, и Аллах азза ва Джаля будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает ее брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах азза ва Джаля за это облегчит путь в Рай. А когда люди собираются в одном из мест поклонения Господу миров, где они совместно читают и изучают Досточтимый Коран и Сунну Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям Посланника. Обязательно, нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах азза ва Джаля среди тех, кто находится пред Ним, тому же, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее».
Идеалом уммы считается община мусульман в Медине, созданная Пророком Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям в VII веке. Умма и Ислам не принимают во внимание различия по национальным или этническим признакам. Для уммы не существует государственных границ, мусульмане готовы помогать своим братьям и сестрам, где бы они ни находились. Концепция уммы придает Исламу огромную мобилизующую силу. Географический аспект выделяет регион земного шара, где преимущественно компактно проживают мусульмане. Это огромная территория, протянувшаяся сплошной полосой от Западной Африки до Юго-Восточной Азии, включая Европу, Россию, Кавказ, Центральную Азию, Индию, Китай, Индонезию. По данным Британской энциклопедии, эта зона простирается на площади около 15 миллионов квадратных километров. В течение 1445 лет с момента возникновения религия Ислам обеспечила свое присутствие на всех континентах и считается одной из динамично распространяющихся мировых конфессий. Однако мусульманское население распределяется по странам и континентам неравномерно.
На долю Северной Африки приходится только 20% мусульман земного шара, а на долю Азии - 80%. Большинство приверженцев Ислама проживают в Южной и Юго-Восточной Азии, в том числе в Индонезии 230 миллионов, в Пакистане - 150 миллионов, Индии - 140 миллионов, Бангладеш - 100 миллионов, Малайзии - 15 миллионов, 20 миллионов мусульман живут в Китае.
أَفَغَيْرَ دِينِ اللّهِ يَبْغُونَ وَلَهُ أَسْلَمَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ طَوْعًا وَكَرْهًا وَإِلَيْهِ يُرْجَعُونَ
«Неужели они ищут иную религию, помимо религии Аллаха, в то время как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены». (сура «Аль-Имрон», аят 83).
Ислам – это, совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми и их Господом и затем - между всеми людьми. Одна из целей Ислама состоит в том, чтобы все люди жили во взаимной любви и дружбе, и каждый человек старался бы действовать в общих интересах и ради счастья всего общества в целом. Смысл этого состоит в обеспечении главенства справедливости, распространения спокойствия в душах людей и поддержания духа взаимопомощи и солидарности в отношениях между ними. Однако все это может осуществиться только в том случае, если каждый член общества будет желать другому такого же счастья, блага и благоденствия, какого желает самому себe. Возьмем простой пример, мы наняли людей на работу, обучаем их, как вести дела или какому-то ремеслу, ваш бизнес процветает, и вы должны желать своим рабочим, чтобы и они могли когда-то тоже организовать и быть владельцами успешного предприятия.
عَنْ أَبِي حَمْزَةَ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رضي الله عنه خَادِمِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِرَوَاهُ الْبُخَارِيُّ
Передается от Абу Хамза Анас бин Малик, (родзи Аллах аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (приводится имамами Аль-Бухарий, Муслимом).
Корни веры не утвердятся ни в душе, ни в сердце, а сама вера не достигнет совершенства, если человек не будет добрым и далеким от эгоизма, ненависти, неприязни и зависти и не станет желать другим людям безопасности от зла и обид, благополучия, стремления к благоволению Создателя и приближения к Нему.
Следствием осуществления этого и будет возникновение идеального общества, ведь если каждый человек станет желать другому, тех же благ, которыми обладает сам, он станет оказывать людям благодеяния, и воздерживаться от нанесения им обид. В этом случае и они полюбят его, и тоже станут отвечать добром на добро, и не станут причинять даже малейший вред словом или делом. Благодаря этому, между всеми людьми будет поддерживаться любовь и среди них распространится благо, а притеснения и зло исчезнут. И если каждый человек будет думать об общих интересах, радуясь тому, что радует всех, и сопереживая боли других, дела этой жизни придут в порядок, как заявил об этом Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, сказавший: «Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны единому телу: «когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие части тела отзываются на это, испытывая бессонницу и страдая от горячки». И тогда Аллах Всевышний приведет общество верующих к славе, уважению и доминированию среди других слоев общества в этом мире, а в мире вечном членов этого общества будет ждать прекрасное воздаяние. Общество, лишенное веры, является эгоистичным и презренным обществом. Если вера в сердцах людей утратит свое совершенство, души их не будут желать блага другим, а вместо этого появятся зависть, и стремление к обману. В подобных обстоятельствах в обществе утвердится эгоизм, люди превратятся в волков в человеческом облике, распространится нравственное разложение, восторжествует несправедливость, повсюду проникнут ненависть и взаимная неприязнь.
Политический аспект понятия «исламский мир» имеет в виду группу государств, которые формально (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Бруней и другие), или неформально (Индонезия, Малайзия, Тунис, Бангладеш, Азербайджан и другие), позиционируют себя в качестве мусульманских государств. Указанные страны считаются мусульманскими или исламизированными на том основании, что там основное население исповедует Ислам или мусульманской является титульная нация, контролирующая данную территорию как политически оформившееся сообщество. Зона распространения Ислама охватывает 120 стран мира. В одних мусульмане составляют большинство населения. Это 41 страна - Иран, Афганистан, государства Ближнего Востока и ряд стран Юго-Восточной Азии. В других мусульмане являются влиятельным меньшинством.
Мусульманский ареал условно можно разделить на несколько географических зон: исламский запад объединяет мусульман Западной Европы и США; исламский север состоит из мусульман центрально-азиатских стран, России и Китая; исламский юго-восток охватывает Индонезию, Бангладеш и некоторые другие страны Южной и Юго-Восточной Азии. Одной из крупных зон является исламский юг с большим количеством африканских стран. Кроме того, можно особо выделить так называемый исламский Восток, куда входит большинство арабских стран, а также Иран.
Особое выделение исламского Востока связано в первую очередь с тем, что именно на этой территории расположены исторические центры зарождения религии Ислам – города Мекка и Медина. Здесь же формировались культурные, политические и экономические особенности, позволяющие говорить об Исламе как о самостоятельной цивилизации со всеми присущими ей атрибутами. Здесь сложились традиции арабо-мусульманской, ирано-мусульманской и тюрко-мусульманской государственности, и именно здесь получил распространение арабский язык, выступающий в роли языка религиозного, регионального и международного общения.
وَمِنْ آيَاتِهِ خَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافُ أَلْسِنَتِكُمْ وَأَلْوَانِكُمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّلْعَالِمِينَ
«И из доказательств Абсолютного Могущества Аллаха и Его Мудрости - создание небес и земли. Наряду со всем этим разнообразие ваших языков и диалектов и различие в цвете кожи, глаз, волос. В этом - доказательства, которыми пользуются обладающие знанием и разумом!» (сура «Ар-Рум», аят 22).
Верующие, постигая истинные знания, из этих назидательных уроков, получают огромную пользу, постигая глубокие смыслы учения религии Ислам. Знамений Аллаха Субхана ва Тааля великое множество, одним из которых, является сотворение небес и земли, а также всего, что находится в них. Грандиозные размеры этих творений свидетельствуют о великом Господстве и безграничном Могуществе Аллаха азза ва Джаля, а совершенство, которым проникнута Вселенная, подчеркивает идеальную Мудрость и безграничное Знание Господа миров. Бесчисленные блага, сокрытые во Вселенной, свидетельствуют о Милости и Великодушии Аллаха Табарока ва Тааля, а особенности и преимущества, которыми Он наделил некоторые из Своих творений, свидетельствуют о том, что Он обладает Волей и вправе избирать, кого и что пожелает. Он Единственный Творец всего сущего, и это значит, что только Он заслуживает поклонения Своих творений. Все это - логические доводы и аргументы, которые Всевышний Аллах упомянул для того, чтобы люди задумались над ними и сделали для себя полезные выводы.
Еще одним из таких доводов является разнообразие языков и цветов кожи. Человеческий род очень многочисленный, но все люди являются потомками одного человека и обладают схожим голосовым аппаратом. И несмотря на это, невозможно найти двух людей с абсолютно одинаковыми голосами и абсолютно одинаковым цветом кожи. Как бы ни были похожи голоса или оттенки цветов, между ними всегда можно обнаружить некоторые различия. Воистину, в этом заключаются знамения, которые свидетельствуют о совершенном Могуществе и непреклонной Воле Аллаха Роббиль иззат. Но вместе с тем они свидетельствуют о Его милости и заботе о Своих творениях. Господь сотворил подобное разнообразие для того, чтобы люди отличались друг от друга и не попадали во всякие смуты. А в противном случае человечество лишилось бы великих благ и возможностей
В истории человечества, из века в век существовали морально-нравственные этические нормы. Доброта, сочувствие к окружающим, стремление к справедливости, сострадание в горе, искренняя радость за обретения благ и достижения других, напутствие и помощь кому-то в приобретении благого. И такие симпатии, благие чувства у мусульман должны быть не только к близким людям, родственникам, к своей нации и народу, а вообще ко всем людям. Конечно, очень тяжело вывести из сердца осадок обиды, если кто-то вам причинил тяжелую боль, физические страдания, материальный вред. Но искренние и богобоязненные верующие, проявляя терпение в невзгодах, надеются на милость и награды от Аллаха Субхана ва Тааля.
Вместе с тем исламскому Востоку свойственны и крупные конфликты, влияющие на международную стабильность: палестино-израильский, пакистанско-индийский, афганский, иракский, суданский. На границах ареала сохраняются очаги напряженности в северо-восточном Китае, Нигерии, Югославии, Закавказье. Появился и евроислам, носителями которого, стали переселенцы в Европу из стран Азии и Африки, а также обращенные в Ислам европейцы. В настоящее время в Европе проживают до 25 миллионов мусульман, в том числе во Франции - от 5 до 7 миллионов, Германии от 3 до 4 миллионов, Англии до 2 миллионов, Италии и Голландии до 1 миллионов. Значительным мусульманским населением обладает Россия - до 20 миллионов. Это превышает количество приверженцев Ислама в Иордании и Ливии, вместе взятых. В Китае мусульман больше, чем в Сирии.
Таким образом, исламский мир простирается от Казахстана на севере до Судана на юге, от Марокко на западе до Филиппин на востоке. Эти многочисленные страны объединяет некультурная, а прежде всего религиозная традиция, поэтому даже в исламском Востоке отчетливо выделяются группы стран. Например, одна из них состоит из Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Далее связь продолжается в сторону Туркменистана, Азербайджана и Турции. Следующая группа стран состоит из Ирана, Афганистана и Пакистана. Затем мусульманская линия тянется к Оману, Йемену, Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам, Катару, Бахрейну и
Кувейту и через Ирак выходит на Сирию, Ливан, Иорданию, Египет и Судан. Исламский Восток, объединяющий 23 страны, ограничивается на севере казахстанско- азербайджанской дугой, а на юге - суданско-аравийской, приобретая, таким образом, конфигурацию эллипсоида, вытянувшегося по направлению с юго-запада на северо-восток. Подобные географические построения показывают, что мусульманская цивилизация на своих границах контактирует со всеми другими мировыми цивилизациями: православной - на севере, европейской - на западе, индийской - на юго-востоке, китайской - на востоке, африканской - на юге. Такое расположение предполагает наличие разнообразных контактов между ними, однако в то же время выступает в качестве причины многочисленных конфликтов, в том числе этно-конфессиональных и территориальных.
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيرًا وَنِسَاء وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِي تَسَاءلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا
«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и из нее сотворил пару ей - жену, а от них распространил много мужчин и женщин. Вы все происходите из этой души. Бойтесь и чтите Аллаха, у которого вымаливаете помощь во всех делах ваших, и именем которого вы друг друга просите. Чтите родственные связи и храните их, не разрывайте их, близкие и далекие. Поистине, Аллах - над вами вечный страж! От него ничто из ваших дел не скроется. Он воздаст вам за них!» (сура «Ан-Ниса», аят 1).
В Досточтимом Коране почву, которую использовали для создания Адама аляйхи ва салям, Творец всего сущего определяет несколькими названиями. Это в какой-то степени помогает нам представить процесс сотворения первого человека. Для каждого этапа используется отдельное название почвы. То, что ангелы собирали по всей Земле, названо почвой, иногда Господь называет это глиной. После смешивания с водой почва превращается в глиняную жижу. Затем оставленная сохнуть материя получает название вязкой глины. По прошествии некоторого времени, она меняет свет и имеет специфичный запах – темная гладкая глина. Именно из этого вещества Аллах азза ва Джаля сформировал тело Адама аляйхи ва салям. Его бездушное тело сохло еще некоторое время и преобразовалось в то, что известно в Коране как «звучащая глина», (как фаянс). Адам аляйхи ва салям был создан из вещества, близкого к гончарной глине, которая звенит при легком постукивании.
Создатель всего сущего вдохнул жизнь в тело Адама. Когда в тело его вошла душа, Адам чихнул и произнес слова «Альхамду лилляхи» (Хвала Аллаху!), и в ответ на эти слова Всевышний наделил первого человека своей милостью.
В настоящее время позиции Ислама как религии и цивилизации резко усиливаются во внутриполитической жизни, государственных структурах, социальной сфере мусульманских государств. Серьезно возрастает роль исламского сообщества
в мировой политике и идеологии. Для этого есть определенные основания.
Прежде всего, это демографический фактор. По данным религиозной статистики, темпы роста числа мусульман в конце XX – начале XXI века составляют 2,1% в год, а христиан -1,3%, нерелигиозного населения - 0,8%. Здесь большую роль играют каноны Досточтимого Корана и Сунны Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, которые способствуют постоянному укреплению внутренней устойчивости исламского социума на базе традиционных репродуктивных установок, мало зависящих от его технологического потенциала. К этому следует отнести традиции многоженства, замужества вдов, стремление к многодетности, незанятость женщин на производстве, их сосредоточение на домашнем хозяйстве и воспитании детей и другие. Например, по данным Мирового банка, в сравнении с 1980 годом население Турции в 2004 году увеличилось с 45 до 70 миллионов человек,
Ирана - с 40 до 65 миллионов, Пакистана - с 82 до 159 миллионов, Йемена - с 8,5 до 29 миллионов, Саудовской Аравии - с 9,4 до 25,8 миллионов, Ирака - с 13 до 25,4 миллионов, Сирии - с 8,7 до 18 миллионов, Египта - с 40,9 до 76 млн. Явный рост населения наблюдается и в мусульманских республиках Центральной Азии.
Демографы указывают также и на чрезвычайно высокий коэффициент фертильности - показателя, отражающего число деторождений, в среднем приходящихся на женщину в возрасте от 15 до 45 лет. Для мусульманского мира он в среднем составляет 4, причем самый высокий коэффициент приходится на Афганистан (6 - 7), к которому приближаются Туркменистан и Таджикистан, самый низкий - на Казахстан (1,5).
В последние десятилетия в результате прогресса в области здравоохранения повысилась также и продолжительность жизни в мусульманских странах, преодолев отметку 60 лет. По прогнозам ООН, к 2050 году число жителей планеты возрастет до 9,2 миллиарда человек. Доля мусульман составит 35%. Основная масса прироста приходится на наименее развитые страны, где численность населения возрастает в 6 –19 раз быстрее, при этом мусульманские страны в большинстве своем относятся именно к числу развивающихся государств. Соотношение между мусульманами и христианами в масштабах мира сейчас составляет 37 к 63, а к середине века составит 43 к 57. По некоторым расчетам, количество мусульман в России к середине века достигнет 30% всего населения страны. Рост численности мусульман в мире происходит не только
за счет повышения рождаемости и снижения смертности, но и в связи с некоторыми другими факторами, например, миграцией, прозелитизмом (пропагандой Ислама). Миграция мусульман особенно нарастает в Европе, где их доля в общей численности населения выросла к 2000 году до 3% (в 1950 году - 1%). Что касается исламского прозелитизма, то он базируется на ключевом постулате, что, если Коран даже и написан на арабском языке, все же Ислам, по словам египетского теолога Али Абдал-Разика, «это зов свыше, ниспосланный Аллахом Роббиль иззат на благо всему миру. Востоку и Западу, мужчинам и женщинам, богатым и бедным, образованным и неграмотным, и это единая религия, с помощью которой Аллах Субхана ва Тааля пожелал связать людей, не оставив в стороне ни одну часть света».
لَقَدْ نَصَرَكُمُ اللّهُ فِي مَوَاطِنَ كَثِيرَةٍ وَيَوْمَ حُنَيْنٍ إِذْ أَعْجَبَتْكُمْ كَثْرَتُكُمْ فَلَمْ تُغْنِ عَنكُمْ شَيْئًا وَضَاقَتْ عَلَيْكُمُ الأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ ثُمَّ وَلَّيْتُم مُّدْبِرِينَ
«О вы, которые уверовали! Аллах помогал вам одержать победу над врагами во многих сражениях благодаря силе вашей веры. Когда же вы возгордились своей силой и своим численным превосходством в день Хунайна, Аллах сначала оставил вас, и ни ваша сила, ни ваша многочисленность вам не помогли. Ваш враг взял верх над вами, и даже обширная земля показалась вам тесной, и не нашли вы сил вести сражение или достойно спастись, и вы позорно отступили. Большинство из вас повернуло обратно, оставив пророка Аллаха с малочисленной группой мусульман». (сура «Ат-Тавба», аят 25).
Аллах Табарока ва Тааля поведал о Своей милости по отношению к мусульманам. Господь миров неоднократно одаривал их победой над противником на полях сражений. Всевышний оказал им поддержку в день сражения при Хунейне, когда мусульмане оказались в критическом положении, почувствовали слабость и стали подумывать об отступлении. Даже земля, несмотря на свои необъятные просторы, в тот день показалась им тесной.
Битва при Хунейне состоялась после того, как Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, покорил Мекку. Он услышал, что племя Хавазин собрало войско для сражения с мусульманами, и отправился на сражение с ними. Вместе с Пророком Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям, в Хунейн отправились те, кто принимал участие в покорении Мекки или обратились в Ислам после этого события. Мусульманская армия состояла из двенадцати тысяч воинов, тогда как племя Хавазин собрало всего четыре тысячи человек. Это заставило некоторых мусульман обольститься многочисленностью их войск, а некоторые из них даже сказали: «Сегодня нас не удастся одолеть, воспользовавшись нашей малочисленностью».
Когда же мусульмане столкнулись лицом к лицу с войсками племени Хавазин, последние бросили все свои силы в яростную атаку, и верующие стали нести потери. Они бросились бежать, не обращая ни на что внимания, и вокруг Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, осталось всего около ста человек, которые проявили стойкость и продолжали сражаться с язычниками. Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, пришпоривал свою мулицу и скакал в направлении многобожников, восклицая: «Я - Пророк. Я - внук Абд аль-Мутталиба».
Увидев поведение мусульман, он повелел Аль-Аббасу бин Абд Аль-Мутталибу, обладавшему громким, пронзительным голосом, обратиться к ансарам и остальным мусульманам со словами: «О те, кто присягнул возле Самуры! О те, кто выучил наизусть суру «Аль-Бакара». Услышав его голос, мусульмане все как один повернулись лицом к язычникам, и Аллах Роббиль иззат нанес многобожникам ужасное поражение. Мусульмане захватили их лагерь, пленив их всех, с их семьями и овладели трофеями. Это сражение состоялось в местечке Хунейн, расположенном между Меккой и Таифом.
قَدْ كَانَ لَكُمْ آيَةٌ فِي فِئَتَيْنِ الْتَقَتَا فِئَةٌ تُقَاتِلُ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَأُخْرَى كَافِرَةٌ يَرَوْنَهُم مِّثْلَيْهِمْ رَأْيَ الْعَيْنِ وَاللّهُ يُؤَيِّدُ بِنَصْرِهِ مَن يَشَاء إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لَّأُوْلِي الأَبْصَارِ
«Для вас было ясное знамение и поучительный пример в рассказе о двух отрядах, которые встретились в бою «Бадр»: один отряд сражался, следуя по праведному пути Аллаха, руководствуясь Писанием и Истиной, а другой - неверный - сражался против Аллаха, против Его Истины, руководствуясь своими страстями. Аллах оказал верующим помощь: они предстали перед взором неверующих вдвое большим числом, чем их было на самом деле, неверующие испугались и были побеждены. Аллах поддерживает Своей помощью того, кого пожелает. Поистине, в этом - явное назидание для тех, которые раскрывают свой умственный взор». (сура «Аль-Имрон», аят 13).
Это откровение стало радостной вестью для мусульман и устрашающим предупреждением для неверующих, которым было обещано, что они непременно будут повержены уже в этом мире. Впоследствии все произошло так, как предписал Аллах Субхана ва Тааля, и неверующие потерпели поражение, подобное которому история еще не знала.
Творец всего сущего сделал сражение при Бадре одним из знамений, свидетельствующих о правдивости Его Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Оно стало ярким подтверждением того, что Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, придерживался истинного пути, тогда как его противники исповедовали ложь. В этом сражении лицом к лицу встретились две армии. Численность мусульман немногим превышала триста десять человек, которые были плохо оснащены и вооружены, а численность неверующих достигала тысячи человек. Все они были хорошо подготовлены, вооружены и оснащены всем необходимым для сражения. Несмотря на это, Аллах азза ва Джаля оказал поддержку первым мусульманам, и по Воле своего Господа миров они нанесли неверующим сокрушительное поражение, ставшее назидательным уроком для всех здравомыслящих людей. А если бы религия Ислам, не была той самой Истиной, перед которой не может устоять ложь, то в силу своего очевидного превосходства в силе, неверующие одержали бы верх в этом сражении.
وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». (сура «Аль Маида», аят 2).
عَنْ أنَّسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: مَا مِنْ رَجُلٍ يَنْعَشُ لِسَانَهُ حَقًّا يُعْمَلُ بِهِ بَعْدَهُ، إِلَّا أَجْرَی اللّٰهُ عَلَيْهِ أجْرَهُ إِلٰی يَوْمِ الْقِيَامَةِ، ثُمَّ وَ فَّاهُ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ ثَوَابَهُ يَوْمَ القِيَامَةِ. رواه أحمد.
Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто произнесет своим языком Истину, за которой последуют после него, до Судного дня Аллах азза ва Джаля будет записывать ему награды, затем в Судный день, Аллах Роббиль иззат выплатит ему его награды сполна».
Если человек не познал своего Создателя, не уверовал, то все его благие дела не имеют никакой пользы. А вы помогли этому человеку обрести счастье, он обрел иман (произнес свидетельство шахадат), кого-то обучили чтению Корана, кого-то поклонению, выполнять намаз и много других религиозных деяний. И все кто выполняют предписания, делают добро и сами получают награды и становятся причиной для наград, для тех, кто им указал на этот праведный путь.
وَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِهِمْ لَوْ أَنفَقْتَ مَا فِي الأَرْضِ جَمِيعاً مَّا أَلَّفَتْ بَيْنَ قُلُوبِهِمْ وَلَكِنَّ اللّهَ أَلَّفَ بَيْنَهُمْ إِنَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их. Воистину, Он — Могущественный, Мудрый». (сура «Аль Анфаль», аят 63).
Аллах Роббиль иззат обращается к Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, защищает его от всего, что может доставить ему неприятность. Создатель заботится о его интересах и нуждах. Творец Вселенной столько раз оберегал его и оказывал ему помощь, чтобы он был уверен в Его поддержке. Господь миров оказывал ему помощь, после чего уже никто не мог сопротивляться Его Воле. Он собрал вокруг него правоверных, которые также оказывают ему поддержку. Он сплотил их сердца и объединил их, благодаря чему их сила приумножилась. Добиться такого невозможно благодаря усилиям творений, поскольку на такое не способен никто, кроме Аллаха Субхана ва Тааля. Даже если бы кто-то смог израсходовать все золото и серебро земли, а также все остальные драгоценности, чтобы сплотить сердца людей, которые были разобщены и разрознены, то ему все равно не удалось бы добиться этого, ибо только Всевышнему подвластны сердца всех творений. Только Могущество Аллаха азза ва Джаля способно сплотить сердца искренних мусульман и положить конец их разрозненности.
وَلَقَدْ نَصَرَكُمُ اللّهُ بِبَدْرٍ وَأَنتُمْ أَذِلَّةٌ فَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ إِذْ تَقُولُ لِلْمُؤْمِنِينَ أَلَن يَكْفِيكُمْ أَن يُمِدَّكُمْ رَبُّكُم بِثَلاَثَةِ آلاَفٍ مِّنَ الْمَلآئِكَةِ مُنزَلِينَ بَلَى إِن تَصْبِرُواْ وَتَتَّقُواْ وَيَأْتُوكُم مِّن فَوْرِهِمْ هَذَا يُمْدِدْكُمْ رَبُّكُم بِخَمْسَةِ آلافٍ مِّنَ الْمَلآئِكَةِ مُسَوِّمِينَ وَمَا جَعَلَهُ اللّهُ إِلاَّ بُشْرَى لَكُمْ وَلِتَطْمَئِنَّ قُلُوبُكُم بِهِ وَمَا النَّصْرُ إِلاَّ مِنْ عِندِ اللّهِ الْعَزِيزِ الْحَكِيمِ
«Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь же Аллаха, - быть может, вы будете благодарны».
«Вот ты сказал верующим: «Разве вам не достаточно того, что ваш Господь ниспосылает вам в помощь три тысячи ангелов?»
«Конечно! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов».
«Аллах сделал это всего лишь благой вестью для вас и чтобы ваши сердца утешились благодаря этому, поскольку победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха».(сура «Аль-Имрон», аяты 123-126).
وَاذْكُرُواْ إِذْ أَنتُمْ قَلِيلٌ مُّسْتَضْعَفُونَ فِي الأَرْضِ تَخَافُونَ أَن يَتَخَطَّفَكُمُ النَّاسُ فَآوَاكُمْ وَأَيَّدَكُم بِنَصْرِهِ وَرَزَقَكُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны». (сура «Ан-Анфаль», аят 26).
Господь миров напомнил верующим о милости, которую Он оказал им, одарив их победой после того, как они были унижены, приумножив их ряды после того, как они были малочисленны, наделив их богатством после того, как они были бедны. Они считались слабым народом и находились под властью других людей, но Аллах азза ва Джаля оказал им поддержку и ниспослал им многочисленные блага. Они нашли убежище в другом городе, одержали верх над своими противниками и завладели богатыми трофеями, благодаря которым стали богатыми и обеспеченными людьми. Быть может, они будут благодарны Аллаху Табарока ва Тааля за эту великую милость и совершенную добродетель. Быть может, они будут поклоняться только Ему одному, никого не приобщая к Нему в сотоварищи.
Статью подготовил Рузметов Еркин.
(В статье использован тафсир Аль Коран аль Мунтахаб, а также материалы из книги «Ислам в мировой политике в начале XXI века», соавторство группы ученых МГИМО).