Добрая память об оставивших этот мир

Добрая память об оставивших этот мир

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ   

قُلْ إِنَّ الْمَوْتَ الَّذِي تَفِرُّونَ مِنْهُ فَإِنَّهُ مُلَاقِيكُمْ ثُمَّ تُرَدُّونَ إِلَى عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

 

Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явное, и Он сообщит вам то, что вы творили».(сура «Аль-Джума», аят 8).

 

Смерть является уделом каждого творения. Это - чаша, которую предстоит испить каждому, даже если он проживет долгую жизнь. Всевышний Аллах сотворил огромное количество людей на земле, ниспослал им повеления и запреты, а затем подвергает их искушению добром и злом, богатством и бедностью, могуществом и унижением, жизнью и смертью.


عَنْ
أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ  النَّبِيِّ  قَالَ أَكْثِرُوا ذِكْرَ هَاذِمِ اللَّذَّاتِ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَ النَّسَاءِيُّ

 

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху анху): Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Часто вспоминайте смерть, которая прерывает наслаждения в этой жизни», (приводиться имамами Ат-Тирмизий и Ан-Насаий).

 

В следствии смерти, человек прекращает делать запретное, все наслаждения этой жизни, ему более не доступны. Человеку, который подготавливается к смерти, будет легко остановиться от запретных наслаждений в своей жизни. Все что приукрашивает существование в этом мире, утратит для верующего ценность, когда он думает о смерти. Он готов сделать покаяние, прерывает негативные деяния, стремится найти довольство Аллаха Субхана ва Тааля, старается сделать больше благих дел. Осознавая, что смерть реальность, что после ее прихода, уже ничего не сделаешь, что за каждый, даже маленький проступок, придется давать полный отчет, отвечать на вопросы в могиле, и не избежать этих процедур в Судный день. Поэтому важно в этой жизни отстраниться от всего, что запретил Творец Вселенной, выполнять все предписания религии Ислам.

Пророк соллаллоху аляйхи ва салям в этом хадисе обращаясь к своим последователям, делает твердый акцент, и велит, чтобы его община очень много и часто вспоминала о смерти. Опираясь на глубокую сущность этого высказывания Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, кто бы из нас не был, какого бы положения в обществе не занимал, не возлагал надежды на свою молодость, не надеялся на свой жизненный тонус и физические возможности, а просто следовал этой мудрой рекомендации, и не оставался в беспечности к этой непреклонной истине. Также важно не забывать, что за каждое свое действие, слово и даже за размышления, нам придется нести строгую ответственность, ведь все скрупулезно фиксируется, и эта статистика имеет очень объективную точность.

وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - إِذَا أَصْبَحَ، يَقُولُ: «اللَّهُمَّ بِكَ أَصْبَحْنَا، وَبِكَ أَمْسَيْنَا، وَبِكَ نَحْيَا، وَبِكَ نَمُوتُ، وَإِلَيْكَ النُّشُورُ». وَإِذَا أَمْسَى قَالَ مِثْلَ ذَلِكَ; إِلَّا أَنَّهُ قَالَ: «وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ». أَخْرَجَهُ الْأَرْبَعَةُ.

 

Передается от Абу Хурайры (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:  по утрам говорил: «О Аллах! Благодаря Тебе мы дожили до утра и благодаря Тебе дожили до вечера. Ты оживляешь нас, и Ты умерщвляешь нас, и перед Тобою мы будем воскрешены»А по вечерам он говорил: «О Аллах! Благодаря Тебе мы дожили до вечера и благодаря Тебе дожили до утра. Ты оживляешь нас, и Ты умерщвляешь нас, и к Тебе мы возвратимся». (приводится имамами Абу Давудом, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи и Ибн Маджа).

 

كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ

 

Каждая душа непременно вкусит смерть. В земном мире Мы подвергаем вас испытаниям, искушая вас пользой и вредом. И отличается человек благодарный за добро, терпеливый к горю и несчастьям от человека не признательного за блага и добро, страшащегося бед. Вы к Нам возвратитесь и получите воздаяние за ваши деяния.(сура «Аль-Анбия». Аят 35).

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

عَنْ شَدَّادِ بْنِ أَوْسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ  قَالَ: الْكَيِّسُ مَنْ دَانَ نَفْسَهُ وَعَمِلَ لِمَا بَعْدَ الْمَوْتِ وَالْعَاجِزُ مَنْ أَتْبَعَ نَفْسَهُ هَوَاهَا وَ تَمَنَّی عَلَی اللَّهِ الاَمَانِيَّ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَ أَحْمَدُ وَ الْحَاكِمُ

  

Передается Шаддад ибн Авсом (родзи Аллаху анху): «Посланник соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Проницательные, мудрые люди те, которые давали строгий отчет действиям своих душ, а глупые и слепые исполняли бесконечные прихоти и желания своего нафса (эго), и забывали об Аллахе азза ва Джаля, и следовали мимолетным прелестям этой временной жизни», (приводиться имамами Ат-Тирмизий, Ахмадом и Хакимом).

 

Выражаясь другими словами, разумный человек, ясно осознает, что его обязательно постигнет смерть, строго отчитывает себя за свои поступки, обуздывает свое эго (нафс), не переступает границы запретного, установленного Аллахом Табарока ва Тааля, усердствует в деяниях для будущей жизни.

Неразумный же человек, не задумывается о смерти, что жизнь его оборвется, следует своим страстям, не сторониться запретов, не следует предписаниям, не торопиться с покаянием. Аллах азза ва Джаля говорит: «Кто не подчинился моим увещеваниям, как может надеется получить Мою милость?!»

 

عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَت: دَخَلَ رَسُولُ اللّٰهِ  عَلٰی أَبِیْ سَلَمَةَ وَقَدْ شَقَّ بَصَرُهُ، فَأَغْمَضَهُ، ثُمَّ قَالَ إِنَّ الرُّوْحَ إِذَا قُبِضَ تَبِعَهُ الْبَصَرُ فَضَجَّ نَاسٌ مِنْ أَهْلِهِ فَقَالَ: لَا تَدْعُوا عَلٰی أَنْفُسِكُمْ إِلَّا بِخَيْرٍ، فَإِنَّ الْمَلَاءِكَةَ يُؤْمِّنُونَ عَلٰی مَا تَقُوْلُونَ. ثُمَّ قَالَ: الّٰهُمَّ! اغْفِرْ لِأَبِیْ سَلَمَةَ وَارْفَعْ دَرَجَتَهُ فِی الْمَهْدِيِّيْنَ وَا خْلُفْهُ فِی عَقِبِهِ فِی الْغَابِرِينَ. وَغْفِرْلَنَا وَلَهُ يَا رَبَّ الْعَالَمِينَ! وَافْسَحْ لَهُ فِی قَبْرِهِ، وَنَوِّرْ لَهُ فيهِ. رواه مسلم، باب فی إغماض الميت و الدعاء له إذا حُضر

Передается от Умм Саляма (родзи Аллаху аънха), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям зашел (к ним) после смерти Абу Саляма, глаза которого были открыты. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям закрыл их и сказал: «Когда душу забирают, то взгляд провожает ее». Некоторые присутствующие близкие им люди начали рыдать. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Просите в дуа для своих душ только хорошее. Поистине, ангелы говорят аминь на то, что вы произносите».

Потом сделал дуа:

 

الّٰهُمَّ! اغْفِرْ لِأَبِیْ سَلَمَةَ وَارْفَعْ دَرَجَتَهُ فِی الْمَهْدِيِّيْنَ وَا خْلُفْهُ فِی عَقِبِهِ فِی الْغَابِرِينَ. وَغْفِرْلَنَا وَلَهُ يَا رَبَّ الْعَالَمِينَ! وَافْسَحْ لَهُ فِی قَبْرِهِ، وَنَوِّرْ لَهُ فيهِ.

 

О Аллах! Прости Абу Саляму, возвысь его степень среди тех, кто оставил этот мир, будучи праведным, и тех, кто остался после него, оберегай их от всего плохого. Прости нас и его, о Господь миров! Сделай просторной его могилу, и освети ее для него. (это дуа можно делать за других ушедших, поменяв имя).

 

 رَبَّنَا اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِلْمُؤْمِنِينَ يَوْمَ يَقُومُ الْحِسَابُ

 

«Господь наш внемли моей мольбе! Господь наш! Прости меня, и моих родителей, и верующих в тот День, когда придет (время) расчета!» (сура «Иброхим», аят 41).

 

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ سِتٌّ: إِذَا لَقِيتَهُ فَسَلِّمْ عَلَيْهِ، وَإِذَا دَعَاكَ فَأَجِبْهُ، وَإِذَا اسْتَنْصَحَكَ فَانْصَحْهُ، وَإِذَا عَطَسَ فَحَمِدَ اللَّهَ فَسَمِّتْهُ وَإِذَا مَرِضَ فَعُدْهُ، وَإِذَا مَاتَ فَاتْبَعْهُ». رَوَاهُ مُسْلِمٌ.

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Мусульманин имеет шесть обязанностей перед другими мусульманами. Если встретишь мусульманина, поздоровайся с ним; если получишь его приглашение, прими его; если он посоветуется с тобой, дай ему добрый совет; если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, помолись за него; если он заболеет, навести его, а если он оставит этот мир, присутствуй на его похоронах». (приводится имамом Муслимом).

 

عَنْ  أَبِی هُرَيرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهُ : مَنْ شَهِدَ الْجَنَازَةَ حَتّٰی يُصَلّٰی عَلَيْهَا فَلَهُ قِيْرَاطٌ، وَ مَنْ شَهِدَهَا حَتّٰی تُدْفَنَ فَلَهُ قِيْرَاطانِ، قِبْلَ: وَ مَا الْقِيْرَاطَانِ؟ قَالَ: مِثْلُ الْجَبَلَيْنِ الْعَظِيْمَيْنِ. رواه مسلم. باب فض الصلوة علی الجنازة و أتباها. و فی رواية له: أَصْغَرُهُمَا مِثْلُ أُحُدٍ

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто присутствует на джаназа, и читает эту последнюю заупокойную молитву, за оставившего этот мир, для него кыйрот. И кто участвует и в погребении, тому два кыйрота». У Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросили: «Что означают два кыйрота», Он ответил: «Они равны по наградам, с величиной большим горам». В другом риваяте сказано, что самый маленький из них подобен горе Ухуд (гора в Медине). (Приводится имамом Муслимом).

 

رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ 

 

«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (сура «Аль Хашр», аят 10).

 

عَنْ أَبی هُرَيرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : ادْعُوا اللّٰهَ وَ أَنْتُمْ مُوقِنُونَ بِالإِجَابَةِ، وَاعْلَمُوا أَنَّ اللّٰهَ لَا يَسْتَجِيْبُ دُعَاءً  مِنْ قَلْبِ غَافِلٍ لَاهٍ. رواه الترمذی وقال: هذا حديت غريب، كتاب الدعوات، رقم

 

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Просите Аллаха азза ва Джаля с убеждением, что мольба примется. Знайте же, что Аллах Роббиль иззат не принимает просьбы от беспечного и безучастного сердца». (приводится имамом Тирмизий).

عَنْ عَاءِشَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا عَنِ النَّبِیِّ  قَالَ: مَا مِنْ مَيِّتٍ يُصَلِّیْ عَلَيهِ أُمَّةٌ مِنَ الْمُسْلِمِيْنَ يَبْلُغُونَ مِاءَةً، كُلُّهُمْ يَشْفَعُونَ لَهُ إِلَّا شُفَّعُوا فِيهِ. رواه مسلم، باب من صلی عليه ماءة

 

Передается от Аъиша (родзи Аллаху аънха), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если количество читающих намаз джаназа, за оставившего эту дунью, достигает ста человек, и все они искренне просят за него прощение и милость Аллаха азза ва Джаля, то их мольбы будут приняты». (Приводится имамом Муслимом).

 

وَعَنِ النُّعْمَانِ بْنِ بَشِيرٍ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - عَنِ النَّبِيِّ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ: «إِنَّ الدُّعَاءَ هُوَ الْعِبَادَةُ». رَوَاهُ الْأَرْبَعَةُ، وَصَحَّحَهُ التِّرْمِذِيُّ.
وَلَهُ مِنْ حَدِيثِ أَنَسٍ بِلَفْظِ: «الدُّعَاءُ مُخُّ الْعِبَادَةِ».
وَلَهُ مِنْ حَدِيثِ أَبِي هُرَيْرَةَ رَفَعَهُ: «لَيْسَ شَيْءٌ أَكْرَمَ عَلَى اللَّهِ مِنَ الدُّعَاءِ». وَصَحَّحَهُ ابْنُ حِبَّانَ، وَالْحَاكِمُ.

 

 

Передается от Нуъмана ибн Башира (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, мольба - это поклонение». Хадис приводится в сборниках Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал его достоверным.
Он же передает со слов Анаса, (родзи Аллаху аънхума), что Посланник соллаллоху аляйхи ва салям говорил:«Мольба - душа поклонения». Хадис приводится ат-Тирмизи.
Он же передает со слов Абу Хурайра (родзи Аллаху аънхума), что Посланник соллаллоху аляйхи ва салям говорил, сказал: «Ничто не почитается Аллахом азза ва Джаля так высоко, как мольба». Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали хадис достоверным.

 

В наследие от предыдущих поколений, нам досталось традиция, для поминания наших, ушедших из этого мира родных, мы накрываем достарханы. И порой мы приглашаем огромное количество людей (близких и дальних родственников, друзей, соседей, коллег по работе). И во многих случаев, эти застолья по изобилию блюд и другой пищи, не отличаются от всяких торжеств и праздничных столов. В некоторых высказываниях Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, что в домах тех, кто потерял близкого человека, должна присутствовать траурная обстановка, и даже является нежелательным, приготовление горячей пищи. Но держать траур, скорбеть, предписано только на три дня.

 

Но очень часто, праведные мусульмане, стараются сделать в своей жизни побольше добра. Поэтому в знак почтения, уважения памяти, оставившего этот бренный мир, съезжаются немалое количество людей, а особенно родственники.

Люди преодолевают огромные расстояния, и в естественной природе человека, хотя бы раз в день, обязательно принимать пищу. И вследствие этого, организовывается общая траурная трапеза. 

 

عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عَمْرِو بْنِ حَزْمِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِّ  أَنَّهُ قَالَ: مَا مِنْ مُؤْمِنٍ يُعَزِّیْ أَخَاهُ بِمُصِيْبَةٍ إِلَّا كَسَاهُ اللّٰهُ سُبْحَانَهُ مِنْ حُلَلِ الْكَرَامَةِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ. رواه ابن ماجه باب ما جاء فی ثواب من عزی مصابا

 

Передается от Мухаммада бин Аъмр бин Хазм (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто из верующих выражает соболезнование своему брату в несчастье, Аллах Субхана ва Тааля нарядит его в одежду почета в Судный день». (приводится имамом Ибн Маджа). 

 

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيرًا وَنِسَاء وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِي تَسَاءلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا 

 

«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и из нее сотворил пару ей - жену, а от них распространил много мужчин и женщин. Вы все происходите из этой души. Бойтесь и чтите Аллаха, у которого просите помощь во всех делах ваших и именем которого вы друг друга упрашиваете, чтите родственные связи и храните их, не разрывайте их, близкие и далекие. Поистине, Аллах - над вами вечный страж! От него ничто из ваших дел не скроется. Он воздаст вам за них!» (сура «Ан-Ниса», аят 1).

 

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا عَنِ النَّبِیِّ  قَالَ:إِنَّ الرَّحِم مُعَلَّقَةٌ بِالْعَرْشِ، وَلَيْسَ الْوَاصِلُ بِالْمُكَافِیِ، وَلٰكِنِ الوَاصِلُ الَّذِی إِذَا قُطعَتْ رَحِمُهُ وَصَلَهَا. رواهالبخاری باب ليس الواصل بالمكافی

 

Передается от Абдуллах ибн Аъмр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине родственные узы подвешены к Трону Всевышнего. Не тот поддерживает родственные отношения, кто отвечает тем же, по-настоящему поддерживает их тот, с кем порывают родственные узы, а он их связывает». (приводится имамом Аль-Бухарий).

 

عَنْ سَعِيدِ بْنِ زَيْدٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ  أَنَّهُ قَالَ: إِنَّ هٰذِهِ الرَّحِمَ شُجْنَةٌ مِنَ الرَّحْمٰنِ عَزَّوَجَلَّ، فَمَنْ قَطَعَهَا حَرَّمَ اللّٰهُ عَلَيْهِ الْجنَّةَ. (وهو بعض الحديث) رواه أحمَد والبزار ورجال أحمد رجال الصحيح غير نوفل بن مساحق وهو ثقة، مجمع الزواءد

 

Передается от Саиъда ибн Зайда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, слово «рохима» (родство), произошло от имени Аллаха, Рохман (Милосердный). И кто порывает его, Аллах азза ва Джаля запретит для него джаннат (рай)».

 

إِنَّ ٱلْمُصَّدِّقِينَ وَٱلْمُصَّدِّقَـٰتِ وَأَقْرَضُواْ ٱللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَـٰعَفُ لَهُمْ وَلَهُمْ أَجْرٌ كَرِيمٌ

 

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда». (сура «Аль-Хадид», аят 18).

Тем верующим, которые делали много искренних пожертвований и своими благодеяниями заслужили щедрое вознаграждение, Аллах Табарока ва Тааля умножит это вознаграждение от десяти до семисот раз и даже более. Они получат всевозможные райские блага, о которых они даже не подозревают.


عَنْ أَبِی مُوسَ الْأَشْعَرِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ النَّبِیُّ 
: عَلٰی كُلِّ مُسْلِمٍ صَدَقَةٌ. قَالُوا: فَإِنْ لَمْ يَجِدْ؟ قَالَ: فَيَعْمَلُ بِيَدَيْهِ فَيَنْفَعُ نَفْسَهُ وَيَتَصَدَّقُ قَالُوا: فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ أَوْ لَمْ يَفْعَلْ؟ قَالَ: فَيُعِيْنُ ذَا الْحَاجَةِ الْمَلْهُوفَ قَالُوا: فَإِنْ لَمْ يَفْعَلْ؟ قَالَ: فَلْيَأْمُرْ بِالْخَيْرِ أَوْ قَالَ: بِالْمَعْرُوفِ قَالَ: فَإِنْ لَمْ يَفْعَلْ؟ قَالَ: فَلْيُمْسِكْ عَنِ الشَّرِّ فَإِنَّهُ لَهُ صَدَقَةٌ. رواه البحاری، باب كل معروف صدقة، رقم

 

Передается от Абу Муса Аш-Шари (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Каждый мусульманин должен давать садака», Сподвижники (сахабы родзи Аллаху аънхум) спросили: «А если у него ничего нет». Он соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Пусть заработает своими руками, что-то потратит на себя, а что-то отдаст как садака». Сахабы спросили: «А если он не сделал или не смог?»; «Тогда пусть помогает бедным и нуждающимся» - ответил  Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. «А если он не сделал и этого?» - спросили сподвижники. «Тогда пусть призывает к добру»- был ответ. «А если он не сделал и этого?» - вновь спросили сахабы. «Пусть удерживается от причинения вреда, это тоже для него будет садака». (приводиться имамом Бухарий).

 


وَأَنفِقُواْ مِن مَّا رَزَقْنَـٰكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِىَ أَحَدَكُمُ ٱلْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِى إِلَىٰ أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ ٱلصَّـٰلِحِينَ

 

«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». (сура «Аль Мунафикун», аят 10).

Этот приказ распространяется на обязательные выделения материальных средств, такие как закят, очистительная подать, искупительная милостыня, расходы на обеспечение тех кто реально в нужде, а также на любые добровольные пожертвования на благие цели.

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ  قَالَ: مَا مِنْ يَوْمٍ يُصْبِحُ الْعِبَادُ فِيهِ إِلاَّ مَلَكَانِ يَنْزِلاَنِ فَيَقُولُ أَحَدُهُمَا: اللَّهُمَّ أَعْطِ مُنْفِقًا خَلَفًا وَيَقُولُ الاخَرُ: اللَّهُمَّ أَعْطِ مُمْسِكًا تَلَفًا . رَوَاهُمَا الشَّيْخَانِ وَالنَّسَاءِيُّ

 

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Ежедневно, когда наступает рассвет, на землю спускаются два ангела, один из них говорит: «О Аллах! Умножь блага тем, кто делает добро, делясь с другими своим имуществом». Второй: О Аллах! Убавь имущество всякого, скупого и жадного», (приводиться в сборниках имамов Бухарий, Муслима и Насаий).

 

Но сейчас в наше время немало высказываний, о несоответствии к нормам Шарийаъта, этих траурных обеденных церемоний.

 

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

 

Придерживайтесь и выполняйте то, что приказал вам Посланник Аллаха, и удерживайтесь от того, что он запретил вам, и будьте богобоязненными, и страшитесь гнева Аллаха. Поистине, Аллах силен в наказании! (сура «Аль-Хашр», аят 7).

 

عَنْ مُعَاوِيَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ يَقُولُ: سَمِعْتُ النَّبِیَّ  يَقُولُ: مَنْ يُرِدِ اللّٰهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقَّهْهُ فِی الدِّين، وإِنَّمَا أَنَا قَاسِمٌ وَاللّٰهُ يُعْطِی. رواه البخَاری

 

Передается от Муавия (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кому Аллах азза ва Джаля желает добра, тому Он дает понимание в религии. Я только увещевающий, а дает Аллах Роббиль иззат». (приведено имамом Аль-Бухарий).

 

 

عَنْ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ أُمِّ عَبْدِ اللَّهِ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَمُسْلِمٌ.

وَفِي رِوَايَةٍ لِمُسْلِمٍ :مَنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ

 

 

Передается от матери правоверных Умм Абдуллах Аиша (родзи Аллаху аънха), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» (приводится имамами Аль-Бухарий и Муслимом).

 

Имам Хутаби, толкуя данный хадис, говорит, что под словами «каждое нововведение есть бидаъ» подразумевается, что не всякое возникшее действие, ибодат (поклонение) является бидаъ. То есть те моменты и положения, которые не имеют под собой религиозной основы и не соответствуют общепризнанным правилам Шарийаъта, или же не являются допустимыми по системе аналогии (кыяс) в шарийаътском праве, являются неприемлемыми, а что касается того, что относится к основам, на которых зиждется религия Ислам, то оно не считается бидаъ.

Следовательно, каждое деяние, в котором мы стараемся придерживаться пути Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям – носителя Шарийаъта, или же действие, совершенное аналогично его действиям и словам, которые приняты и установлены в Шарийаъте или подведены под общий знаменатель, выступающий как шарийаътская основа (Коран, Сунна или же единогласное мнение ученых), принято религией. Такие действия не отвергаются и не называются порицаемыми, даже если мы и называем их нововведениями.

В лексиконе арабского языка используется слово «бидаъ», которое означает всякое новое или созданное действие (амаль), не имевшее аналогов ранее. Это слово также означает прекращение и отсутствие чего-то после того, как оно было.

Многие словари арабского языка утверждают, что «бидаъ» означает совершение ранее не происходившего действия или же создание вещи, изначально не имевшей подобия.

Если подойти к этому с точки зрения общей исламской религиозной терминологии, по словам имама Изз ибн Абдусалама, слово «бидаъ» означает действие, которое не исходит из аятов Корана, не совершалось в быту, в жизни Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, не исходит из Его высказываний, или не было унаследовано от предыдущего им поколения. Так как это определение общее, то, исходя из этого, невозможно решить, насколько легитимно такое действие в Шарийаъте.

Имам Аш-Шатыби дал «бидаъ» следующее определение: «Выдуманное направление в религии Ислам (в духовной или религиозной практике), которое возможно соответствует и не противоречит канонам Шарийаъта. Люди, следующие этим действиям, преследуют цель, излишнего и более усердного поклонения Аллаху Роббиль иззат.

В некоторых исламских религиозных источниках приводится следующий комментарий относительно «бидаъ»: «Бидаъ бывает похвальной (махмуда, хасана) и порицаемой (мазмума, сайя). Обычно данный термин «бидаъ» употребляется в отрицательном значении как для характеристики того, что ведет к пренебрежению утвержденным религиозным нормам, так и характеристики тех норм, что введены сверх канонически определенных.

В шархе (в пояснениях) к хадисам о «бидаъ» говорится: «Нововведение, касающееся основ веры или религиозной практики мусульманина и вступающее в явное противоречие с канонами - это новшество «бидаъ», а всякое новшество - это схождение с правильного пути». Также важно упомянуть слова ученого Ибн Хаджара Хамбали: «Если нововведение подпадает под дозволенное шарийаътом (мустахсан), то оно называется похвальным (бидаъ хасана), а если подпадает под отвергаемое им, то называется порицаемым (бидаъ сайя). Если не относится ни к одной из этих двух категорий, то является свободно дозволенным (мубах, то есть человек вправе поступать в соответствии с собственным выбором и по своему желанию)».

 

يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ عَلَيْكُمْ أَنفُسَكُمْ‌ۖ لَا يَضُرُّكُم مَّن ضَلَّ إِذَا ٱهْتَدَيْتُمْ‌ۚ إِلَى ٱللَّهِ مَرْجِعُكُمْ جَمِيعًۭا فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

«О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали». (сура «Аль Маъида», аят 105).

И очень важно привести высказывание Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям: 

 

ذلك من شيئا أجورهم ينقص لا بعده من بها عمل من وأجر أجرها له كان حسنة سنة الإسلام في سن من

 

«Тот, кто положил начало какому-нибудь хорошему обычаю, традиции в Исламе, получит награду за это, а также награду за тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, вплоть до самого Судного Дня, а также не отнимет у этих людей, ничего из их награды» (приводится имамом Муслимом).

 

Но явно, всем мусульманам, нужно с огромной ответственностью осознать, что если семья потеряла кормильца, и в семье остались без отца, несовершеннолетние дети, то посещать траурные застолья в этих случаях, крайне нежелательно.

 

وَءَاتُواْ ٱلْيَتَـٰمَىٰ أَمْوَٰلَهُمْۖ وَلَا تَتَبَدَّلُواْ ٱلْخَبِيثَ بِٱلطَّيِّبِۖ وَلَا تَأْكُلُواْ أَمْوَٰلَهُمْ إِلَىٰ أَمْوَٰلِكُمْۚ إِنَّهُۥ كَانَ حُوبًا كَبِيرًا

 

Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте хорошее на скверное. Не проедайте их имущества вместе со своим. Воистину, это - великий грех. (сура «Ан-Ниса», аят 2).

Суровой ответственностью и обязанностью людей, перед Аллахом Роббиль иззат, является соблюдение прав сирот. Под ними подразумеваются дети, которые лишились своих родителей, которые малы и беспомощны настолько, что не способны заботиться о своих интересах. Сострадательный и Милосердный Творец велел мусульманам делать добро сиротам и приближаться к их имуществу только с благими намерениями, чтобы по достижении совершеннолетия они могли получить свое имущество сполна. Он запретил это  скверное деяние - несправедливо проедать имущество сирот. Не довольствуясь дозволенными благами, пользоваться которыми человек может без стеснения, не опасаясь дурных последствий этого. Но использование в корыстных целях имущества сирот – омерзительный и отвратительный проступок, поскольку Аллах азза ва Джаля одаряет всех людей достаточным пропитанием и другими средствами. Если же кто-то, не обращая внимания на  суровое предупреждение Всевышнего, осмеливается на такой крайне негативный  проступок, то совершает великий грех и ужасное преступление. Повеление Аллаха Табарока ва Тааля отдавать сироте его имущество подразумевает опекунство над его имуществом. А также следует наказ заботиться об имуществе сироты, потому что сирота сможет получить его в лучшем виде только в том случае, если опекун сохранил его, позаботился о нем, приумножил его и не подвергал его опасности.

 

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: لَمَّا أَنْزَلَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ ( وَلاَ تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلاَّ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ ) وَ ( إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْماً ) الآيَةَ، انْطَلَقَ مَنْ كَانَ عِنْدَهُ يَتِيمٌ فَعَزَلَ طَعَامَهُ مِنْ طَعَامِهِ وَشَرَابَهُ مِنْ شَرَابِهِ، فَجَعَلَ يَفْضُلُ مِنْ طَعَامِهِ فَيُحْبَسُ لَهُ حَتَّى يَأْكُلَهُ أَوْ يَفْسُدَ، فَاشْتَدَّ ذَلِكَ عَلَيْهِمْ، فَذَكَرُوا ذَلِكَ لِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأَنْزَلَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ ( وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْيَتَامَى قُلْ إِصْلاَحٌ لَهُمْ خَيْرٌ وَإِنْ تُخَالِطُوهُمْ فَإِخْوَانُكُمْ ). فَخَلَطُوا طَعَامَهُمْ بِطَعَامِهِ وَشَرَابَهُمْ بِشَرَابِهِ.

 

Передается от Абдуллах ибн Аббас (родзи Аллах аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда Всемогущий и Великий Аллах ниспослал: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему» и «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени», люди, в чьих домах были сироты, стали отделять их пищу от своей, их питье - от своего. Их еда оставалась, и, если они не доедали ее, она портилась. Это создавало много трудностей для людей, и они рассказали об этом Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям, после чего Аллах азза ва Джаля ниспослал: «Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро - хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они - ваши братья (в религии)». И они объединили свою пищу и питье».

 


إِنَّ ٱلَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَٰلَ ٱلْيَتَـٰمَىٰ ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِى بُطُونِهِمْ نَارًاۖ وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

 

«Воистину, те, которые несправедливо проедает имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (сура «Ан-Ниса», аят 10).

Господь миров строго предупреждает опекунов, использующих имущество сирот, в своих бытовых целях, не имея на то никакого права. Последнее обстоятельство конкретизирует это предписание, и не распространяется на неимущих опекунов, которым разрешается, есть из имущества сирот в соответствии с принятыми обычаями. Это предостережение не действует также на те случаи, когда еда сирот смешивается с едой их опекунов, о чем мы упоминали ранее. Но если опекуны проедают имущество сирот несправедливо, то оно разгорится в их животах огненным пламенем. Они сами проглотили его, а вслед за этим они попадут в разожженный огонь.

 

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَبَّاسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ يَقُولُ: مَنْ ضَمَّ يَتِيْمًا أَبَوَيْنِ مُسْلِمَيْنِ إِلٰی طَعَامِهِ وَشَرَابِهِ حَتّٰی يُغنِيَهُ اللّٰهُ وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ. رواه أحمد والطبرانی وفيه: علی بن زيد وهو حسن الحديث وبقية رجاله رجال الصحيح، مجمع الزواءد

 

Передается от Абдуллах ибн Аббас (родзи Аллах аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто присоединит  к своей еде и питью сироту, у которого родители были мусульманами, пока Аллах азза ва Джаля, этого сироту не сделает самостоятельным, для того джаннат (Рай), станет обязательным. (приводится имамом Ахмадом и Тобаронии).


وَلَا تَقْرَبُواْ مَالَ ٱلْيَتِيمِ إِلَّا بِٱلَّتِى هِىَ أَحْسَنُ حَتَّىٰ يَبْلُغَ أَشُدَّهُ
ۥۖ وَأَوْفُواْ ٱلْكَيْلَ وَٱلْمِيزَانَ بِٱلْقِسْطِۖ لَا نُكَلِّفُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَاۖ وَإِذَا قُلْتُمْ فَٱعْدِلُواْ وَلَوْ كَانَ ذَا قُرْبَىٰۖ وَبِعَهْدِ ٱللَّهِ أَوْفُواْۚ ذَٰلِكُمْ وَصَّـٰكُم بِهِۦ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ

 

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, - быть может, вы помяните назидание». (сура «Ан-Аънам», аят 152).

Не тратьте имущество сирот, не используйте его во благо себе и не расходуйте его без необходимости. Используйте имущество сирот только тогда, когда это может принести им пользу или приумножить их состояние. Это значит, что запрещается приближаться к имуществу сирот, если это может, навредить им, или не принесет им пользы, и может принести вред, пока они не достигнут совершеннолетия, и не смогут благоразумно распоряжаться своим имуществом. Когда же они, достигнут совершеннолетия, им следует вручить их имущество, чтобы они могли распоряжаться им по своему усмотрению. Из этого также следует, что сирота не имеет права самостоятельно распоряжаться своим имуществом до достижения совершеннолетия, что его опекун обязан распоряжаться его имуществом самым лучшим образом и что эти ограничения сохраняют силу до тех пор, пока сирота не достигнет совершеннолетия. 

 

عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : أَنَا وَ كَافِلُ الْيَتِيْمِ فِی الْجَنَّةِ هٰكَذَا، وَأَشَارَ بِالسَّبَّابَةِوَالْوُسْطٰی وَفَرَّجَ بَيْنَهُمَا شَيْءًا. رواه البخاری، باب اللعان

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Опекающий сироту из числа его родственников или посторонних ему людей будет в Раю столь же близок ко мне, как два этих» . Сказав это, передатчик данного хадиса, которым был Малик бин Анас (родзи Аллаху аънху), сделал знак указательным и средним пальцами».



وَيَسْــَٔلُونَكَ عَنِ ٱلْيَتَـٰمَىٰۖ قُلْ إِصْلَاحٌ لَّهُمْ خَيْرٌۖ وَإِن تُخَالِطُوهُمْ فَإِخْوَٰنُكُمْۚ وَٱللَّهُ يَعْلَمُ ٱلْمُفْسِدَ مِنَ ٱلْمُصْلِحِۚ وَلَوْ شَآءَ ٱللَّهُ لَأَعْنَتَكُمْۚ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيم

 

«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро - хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они - ваши братья. Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах -  Могущественный, Мудрый». (сура «Аль-Бакара», аят 220).

Аллах Роббиль иззат ничего не творит понапрасну. Его творения преисполнены великой мудрости и великого смысла, часть которых нам известна, а часть, которых остается нами непознанной. Создатель не ниспосылает законы, которые лишены мудрости и смысла. Он повелевает творить поступки, которые приносят одну только пользу, либо приносят больше полезности, чем вреда, и запрещает совершать грехи. И это свидетельствует о совершенной Мудрости и Милости  Аллаха Субхана ва Тааля.


فَأَمَّا ٱلْيَتِيمَ فَلَا تَقْهَرْ۝ وَأَمَّا ٱلسَّآئِلَ فَلَا تَنْهَرْ۝ وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ

 

«Никогда не притесняй сироту!»

«И не гони просящего!»

«И возвещай о милости своего Господа». (сура «Ад-Дзуха», аят 9-11).

Не обходитесь с сиротами плохо, не прогоняй их, а будьте с ними почтительными, помогайте им исходя из ваших возможностей, и обращайтесь с ними так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вашими детьми после вашего ухода из этой жизни. Не злитесь и не прогоняйте нуждающегося, не удовлетворив его просьбы. Помогите ему, чем можете, либо ответьте ему добрым словом. Восхваляйте Аллаха Табарока ва Тааля, и упоминайте о Его милосердии ко всем вам. Благодарите Всевышнего, Который наделил вас многочисленными благами. Воистину, человеческой душе свойственно любить Того, Кто делает ей добро и проявляет заботу.

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда бьют сироту, содрогается Арш (Трон) Милостивого, от его плача. Аллах азза ва Джаля говорит: «О Мои Ангелы! Кто заставил плакать того, у кого нет отца (сироту)?» - хотя Он Абсолютно Всезнающий. Ангелы отвечают: «О Аллах! Мы не знаем». Тогда Аллах Табарока ва Тааля скажет: «Будьте свидетелями, кто обрадует сироту, ради Моего довольства, того обрадую в День Великого Суда».

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Тому, кто провел рукой по голове сироты, проявляя милость, Аллах азза ва Джаля записывает ему благие дела в количестве волос на голове этого сироты и стирает грехи в количестве этих же волос, а также поднимает степень этого верующего.

Во время маджлисов по возможности надо соблюдать махрамият - разделение мужчин и женщин. Он заключается в том, чтобы женщины не видели мужчин, а аврат (места необходимые для покрытия по шарийаъту) у всех женщин и мужчин был закрыт. Женщины не могут раздавать милостыню мужчинам, также и мужчины не могут раздавать милостыню и подарки женщинам во время маджлиса.

Надо обратить внимание на то, как накрыты столы и чем угощают гостей. В первую очередь мясо и остальные продукты должны быть халяльными. Об этом надо заранее позаботиться, купив продукты в проверенном месте.

На маджлисах делается много исрафа – продукты расходуются с большой расточительностью. Люди соревнуются друг с другом: у кого более шикарный стол, у кого на столе больше продуктов было и прочее. Это недопустимо. Важно придерживаться умеренности во всем и избегать показного расточительства.

 

وَالَّذِينَ إِذَا أَنفَقُوا لَمْ يُسْرِفُوا وَلَمْ يَقْتُرُوا وَكَانَ بَيْنَ ذَلِكَ قَوَامًا

 

Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями.(сура «Аль-Фуркон», аят 67).

 

عَنْ أَبِی بَرْزَةَ الْأَسْلَمِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : لَا تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتّٰی يُسْأَلَ عَنْ عُمْرِهِ فِيمَا أَفْنَاهُ، وَعَنْ عِلْمِهِ فِيمَا فَعَلَ، وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَينَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَا أَنْفَقَهُ وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَا أَبْلَاهُ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن صَحيح، باب فی القيامة، رقم

Передается Абу Барза Аслями (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В День Суда человек не сможет сдвинуться с места, пока не ответит на следующие вопросы: «Как он провел свою жизнь? Насколько поступал в соответствии со своими знаниями? Как заработал свое богатство и на что тратил? На что использовал свое тело, как провел свою молодость?» (приводится имамом Тирмизий).

 

وَآتِ ذَا الْقُرْبَى حَقَّهُ وَالْمِسْكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَلاَ تُبَذِّرْ تَبْذِيرًا ۝  إِنَّ الْمُبَذِّرِينَ كَانُواْ إِخْوَانَ الشَّيَاطِينِ وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِرَبِّهِ كَفُورًا

 

«И давай родственнику положенное ему добрым отношением и благотворительностью, и давай нуждающемуся бедняку и путнику, оставшемуся в пути без денег, то, что ему положено из подаяния или закята. Но не расточай свои деньги неразумно!»

«Ибо расточители - братья шайтанов. Они поддаются его искушению, когда он соблазняет их тратить деньги на злодеяния и распутство. Шайтан никогда не благодарит своего Господа и всегда пребывает в заблуждении. Расточитель подобен ему». (сура «Аль-Исро», аяты 26-27).

 

يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

 

О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьем, разрешенными Аллахом, но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещенного Аллахом. Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных! (сура «Аль-Аъроф», аят 31).

После ниспослания потомкам Адама одежды, благодаря которой они могут прикрывать свою наготу, Всевышний Аллах повелел людям прикрывать постыдные места во время обязательных и дополнительных намазов. Прикрытие ауратных мест украшает человеческое тело, а их обнажение делает его безобразным.


Согласно другому толкованию, под украшениями в этом аяте подразумеваются чистые и красивые одеяния. Следовательно, во время намазов мусульманин должен не только прикрывать те части тела, которые следует прикрывать, но и облачаться в чистые и красивые одеяния, не запачканные грязью и нечистотами.

Затем Аллах Роббиль иззат повелел людям есть, пить дозволенные и чистые блага, которыми Он наделил творения. Но при этом нельзя излишествовать, употребляя в пищу излишне много продуктов, которые могут причинить вред организму, либо, приобретая очень дорогие и изысканные яства, напитки и одежды, либо употребляя в пищу запрещенные продукты. Аллах Субхана ва Тааля не любит расточительных людей, поскольку расточительство вызывает Его гнев, а также причиняет вред организму и благосостоянию человека. А в некоторых случаях оно приводит к тому, что человек лишается возможности раздавать обязательные пожертвования.
Одним словом, этот прекрасный аят позволяет употреблять в своих питаниях, разнообразные яства и напитки, воспрещает отказываться от пищи и питья и запрещает излишествовать в этом.

 

 إِنَّ الَّذِينَ هُم مِّنْ خَشْيَةِ رَبِّهِم مُّشْفِقُونَ ۝ وَالَّذِينَ هُم بِآيَاتِ رَبِّهِمْ يُؤْمِنُونَ ۝ وَالَّذِينَ هُم بِرَبِّهِمْ لَا يُشْرِكُونَ۝  وَالَّذِينَ يُؤْتُونَ مَا آتَوا وَّقُلُوبُهُمْ وَجِلَةٌ أَنَّهُمْ إِلَى رَبِّهِمْ رَاجِعُونَ ۝ أُوْلَئِكَ يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَهُمْ لَهَا سَابِقُونَ۝              

 

 

Кто, истинно, пред Господом своим

В благоговейном страхе пребывает,

Кто верует в знамения Господни

И соучастников Ему не придает,

Кто с трепетом в душе другим оказывает помощь,

(Зная о том), что к Богу своему

Ему (назначено) вернутся, -

Это они спешат благое совершить

Других опережая в этом. (сура Аль Муъмин, аяты 57-61)

Деяния, совершенные человеком ради того, чтобы люди увидели, и дальше рассказывали об этом другим, чтобы услышали многие, говорили об этом, восхищались этими действиями в Исламе называют «рия ва сумаъ». Сборники хадисов «Сахих имама Бухарий», «Сахих имама Муслима», «Аърбаин» (сборник сорока хадисов) имама ан Наввави и многие труды других выдающихся исламских ученых, начинается с хадиса, переданного великим сподвижником Умаром ибн Хаттабом (родзи Аллаху анху), «Иннама амалю бин ният» (все дела оцениваются по намерению).  Если в поклонении человека было намерение найти довольство Аллаха Субхана ва Тааля,

Стремление к славе, почету, излишнему вниманию и уважению среди людей, как влага способствует росту всякой растительности, так и эта болезнь, и недуг развивается в человеке, и ведет его к показухе, лицемерию, и в итоге приравниванию Аллаху Роббиль иззат сотоварищей.

Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Нет сомнения и страха, что люди моей общины не будут поклонятся идолам, солнцу, луне и разным камням, но есть большая вероятность, что в их деяния может прокрасться рия (показуха)». «Даже маленькое деяние напоказ – это ширк, придавание Аллах Субхана ва Таала сотоварищей, и в «День Суда» у людей, в чьих намерениях было желание найти довольство людей, а не Аллаха азза ва Джаля, то пусть берут блага у тех, ради кого они старались». 

Передается от Абу Мусы Ашъари (родзи Аллаху анху), что однажды Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям обратился к ним со словами: «О люди остерегайтесь многобожия (рия), поистине оно незаметнее, даже чем поползновение муравья». Кто-то спросил: «Как же нам уберечься от этого». Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Читайте – «Аллохума инна наъузу бика мин ан нушрика шайан наълямуху, ва настаъфирука ля наъляму.» (О Аллах мы прибегаем к Тебе от придания Тебе сотоварищей зная, и просим прощения за придание Тебе сотоварищей не зная)».

Ведь самое важное в поминальных трапезах – это делать наставление людям об Истине, что наш Творец – Аллах Субхана ва Тааля, что существование на Земле дано на короткое время, что нужно прожить согласно предписаниям религии Ислам, и конечно чтение Досточтимого Корана.

 

يَـٰأَيُّهَا ٱلنَّاسُ قَدْ جَآءَكُمُ ٱلرَّسُولُ بِٱلْحَقِّ مِن رَّبِّكُمْ فَـَٔـامِنُواْ خَيْرًا لَّكُمْۚ وَإِن تَكْفُرُواْ فَإِنَّ لِلَّهِ مَا فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِۚ وَكَانَ ٱللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا

«О люди! Посланник принес вам Истину от вашего Господа. Уверуйте же, ведь так будет лучше для вас. Если же вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле. Аллах - Знающий, Мудрый». (сура «Ан-Ниса», аят 170).

Создатель всего сущего из поясницы Адама аляйхи ва салям сотворил души всего рода человеческого. Из всех душ Аллах Роббиль иззат выбрал души Пророков аляйхи ва салям, а также всех праведных людей. Душа Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям была помещена для поклонения (ибодата) на очень долгое время. Миссией Посланников аляйхи ва салям и всех верующих была и является, это призывать людей к Аллах Субхана ва Таала, помогать людям выйти из бездны мрака - к свету, из пропасти неверия - к Истине религии Ислам, из омута язычества - к поклонению Единому Всевышнему. Каждому благоразумному человеку ясно, что если бы все человечество слепо блуждало во тьме невежества и терзалось сомнениями, оставаясь в пучине неверия. Если бы люди ничего не знали о небесных посланиях, то это противоречило бы Мудрости и Милосердию Господа миров. Посланники, учили людей, отличать праведный путь от заблуждения, а Истину - от обольщения.


أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَانَ أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَا

 

Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки? (сура «Мухаммад», аят 24)

Почему не познавшие не поразмыслят о великих смыслах Писания Аллаха Субхана ва Тааля? Стоит им, как следует, задуматься над его аятами, как им станет ясен прямой путь. Этот Коран научит их различать между добром и злом, заполнит их сердца верой и убежденностью. Породит в них стремление к высоким идеалам и прекрасным целям, укажет им светлый путь к Господу миров и Райской обители. Охарактеризует губительный путь к мучительному наказанию, разъяснит им, как можно достичь высот и чего следует остерегаться. Поможет им познать Аллаха азза ва Джаля, Его имена и качества, а также научит благодарить Его за оказанные милости. Пробудит в их душах любовь к щедрой награде Всевышнего и страх перед суровым возмездием. Однако сердца грешников раскрылись перед неверием, забвением и упрямством, а затем закрылись, и добро уже никогда не проникнет в их внутренний мир. 

 

عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : إِنَّ هَذِهِ الْقُلُوبَ تَصْدَأُ كَامَا يَصْدَأُ الْحَدِيدُ إِذَا أَصَابَهُ الْمَآءُ قِيلَ يَا رَسُولَ اللّٰهِ وَمَا جِلاَءُهَا قَالَ كَثْرَةُ ذِكْرِ الْمَوْتِ وَتِلاَوَةُ الْقُرْآنِ. رواه البيهقی فی شعب الإيمان  

 

Передается Абдуллах ибн Умар (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Сердца ржавеют, как железо в воде». Кто-то спросил: «Что может очистить сердца, О Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям?». Он ответил: «Частое вспоминание смерти и чтение Корана». (приведено имамом Аль-Байхаки).

 

الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَتْلُونَهُ حَقَّ تِلَاوَتِهِ أُولَٰئِكَ يُؤْمِنُونَ بِهِ ۗ وَمَنْ يَكْفُرْ بِهِ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ 

 

«Те, кому Мы даровали Писание, и кто следует Ему соответствующим образом, действительно веруют в Него. А те, которые не уверуют в Него, непременно окажутся в убытке», (сура «Аль Бакара», аят 121).

 

 

عَنْ أَبِی ذَرِّ رَضِی اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قُلْتُ يَا رَسُولَ اللّٰهِ : أَوْصِنِی قَالَ عَلَيْكَ بِتَقْوَیَ اللّٰهِ فَإِنَّهُ رَأْسُ الأَمْرِ كُلِّهِ قُلْتُ يَا رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ زِدْنِی قَالَ عَلَيْكَ بِتِلاَوَةِ القُرْآنِ فَإِنَّهُ نُورً لَّكَ فِی الأَرْضِ وَذُخْرً لَّكَ فِی السَّمآءِ. رواهابن حبان فی صحيحه فی حديث طويل

 

Передается от Абу Зар (родзи Аллаху аънху), что он спросил: «О, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, дайте мне совет». Посланник соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Будь богобоязненным, потому что это корень всех хороших деяний». Он еще попросил: «О, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям! Наставьте еще». Он соллаллоху аляйхи ва салям добавил: «Постоянно читай Коран, потому что он для тебя нур на земле, и припас на небесах».(приведено имамом ибн Хиббаном).

 

وَمَا كَانَ هَـٰذَا ٱلْقُرْءَانُ أَن يُفْتَرَىٰ مِن دُونِ ٱللَّهِ وَلَـٰكِن تَصْدِيقَ ٱلَّذِى بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ ٱلْكِتَـٰبِ لَا رَيْبَ فِيهِ مِن رَّبِّ ٱلْعَـٰلَمِينَ

 

«Этот Коран не может быть сочинением кого-либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до него, и разъяснением Писания от Господа миров, в котором нет сомнения». (сура «Юнус», аят 37).

Коран - это речь Аллаха Роббиль иззат, это Священное Писание ниспослано как милость для миров. Он подтверждает все предшествующие откровения. Кроме того, предыдущие Книги предвозвещали ниспослание последнего Писания, и Священный Коран стал исполнением этих пророчеств. В нем разъясняются повеления и запреты, законы религии и Вселенной, а также правдивые повествования. В нем невозможно усомниться, потому что он является неопровержимой Истиной и был ниспослан Господом миров, Который заботится о Своих творениях и одаряет их бесчисленными благами. А величайшим проявлением Его Милосердной заботы, явилось ниспослание этого Писания, которое призывает к высокой нравственности и праведным деяниям, а также разъясняет все, что может принести пользу для мирской и духовной жизни верующих.

 

عَنْ عَاءِشَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ:  قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ:إِنَّ لِكُلٌ شيیء شَرَفً يَّتَباهَوْنَ بِهِ وَإِنَّ بَهَاءَ أُمَّتِی وَشَرَفَهَا الْقُرْانُ  رواه فی الحلية

 

Передается от Аъйша (родзи Аллаху аънха), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Для всего есть свой объект гордости, и истинно, честь и гордость для моей общины – это Коран».

 

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

 

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я - один из мусульман?» (сура «Фуссылат», аят 33).

Это те, кто проповедуют религию Аллаха азза ва Джаля среди Его рабов. Пробуждают в них любовь к своему Создателю, напоминают им о Его благах, Его щедрости, великодушии и безграничном милосердии, обучают их Его славным и совершенным качествам. Также они вдохновляют людей на постижение знаний об истинном пути из Корана и сунны Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и призывают их к этому всеми возможными способами. Они воспитывают в них прекрасные нравственные качества и учат их любить и чтить родителей, помогать родственникам, делать добро всем творениям Аллаха Роббиль иззат, и отвечать добром на зло.

 

عَنْ أَبِي حَمْزَةَ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رضي الله عنه خَادِمِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ».

 

Передается от Абу Хамза Анас бин Малик (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе».

Одной из важных целей религии Ислам, состоит в том, чтобы все люди жили во взаимной любви и дружбе. И каждый человек старался бы действовать в общих интересах и ради счастья всего общества в целом. Смысл этого состоит в обеспечении главенства справедливости, распространения спокойствия в душах людей и поддержания духа взаимопомощи и солидарности в отношениях между ними. Однако все это может осуществиться только в том случае, если каждый член общества будет желать другому такого же счастья, блага и благоденствия, какого желает самому себе.

Религия Ислам - это совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми и их Господом и затем - между всеми людьми.

 

ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

 

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем». (сура «Ан-Нахль», аят 125).

 Если вы призываете людей, будь они мусульманами или не познавшими своего Создателя, следовать истинным путем Аллаха Роббиль иззат, то важно  руководствоваться полезными познаниями и праведными деяниями. Делающий наставление, должен иметь твердое вероубеждение (якын). Каждый вопрос, который он поднимает в своем увещевании, должен соответствовать Корану и сунне Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и тщательно проанализирован. И конечно, учитывая менталитет и приоритеты того, кому вам доверили сделать наставление. Ваши проповеди должны быть пронизаны мудростью, из которой состоит религия Ислам, так как с каждой группой людей, нужно разговаривать, учитывая его состояние, их способность воспринять услышанное и готовность подчиниться Истине, словом и делом. А для того, чтобы наставления были толковыми, и в будущем принесли пользу, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам. Нужно начинать призыв к Исламу с самых значимых вопросов, которые люди могут понять и осознать. Нужно относиться к людям с великодушием и добротой, тогда им легче будет принять Истину. Есть люди, которые проповедуют, выбирая методы устрашения, практикуют в своих речах рассказы об джаханнаме (аде), о наказаниях, о страшном огне, то таким методом, они могут отвратить от религии. Очень важно вдохновить к вере, к стремлению познания Всевышнего, и интересу к поклонению, и это должно быть существенной целью для любого мусульманина.

 

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَا تُنَفِّرُوا. رواه مسلم باب فی الأمر بالتيسير

 

Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Облегчайте и не затрудняйте, успокаивайте и не отвращайте». (приводится имамом Муслимом).

 

Важно донести до людей об огромной Милости и Милосердии Аллаха Роббиль иззат, что у уверовавших все прегрешения будут прощены, что верующих ожидает много наград в этой и будущей жизни. О наслаждениях джанната (Рая), его вечности, о его блаженстве и усладах.

 

وَٱلَّذِينَ جَـٰهَدُواْ فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا‌ۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ لَمَعَ ٱلْمُحْسِنِينَ

«А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах - с творящими добро!» (сура «Аль-Аънкабут», аят 69).

Верующие всеми силами стремятся заслужить благосклонность Аллаха Субхана ва Тааля, не боятся идти тернистыми путями, ведущих к довольству Всевышнего. Они будут удостоены руководства Господа миров, потому что любят вершить добро, и Аллах азза ва Джаля, никогда не покидает таких людей. Творец всего сущего оказывает им поддержку и наставляет их на праведный путь. А из этого следует, что самыми достойными и праведными людьми являются мусульмане, которые усердствуют на пути Аллаха Табарока ва Тааля. А также, что если человек исправно выполняет предписания религии, то Создатель Вселенной оказывает ему поддержку и облегчает ему путь к счастью и спасению. И если человек искренне старается в постижении религиозных знаний, то ему непременно удается найти Истину и добиться поставленной цели, причем Всевышний Господь одаряет его таким потенциалом, который превосходит возможности остальных людей, и облегчает ему постижение исламских наук. А происходит это, потому что изучение религии Аллаха Роббиль иззат относится к сражению на пути Аллаха азза ва Джаля. Хасан аль Басри говорил: «Чернила ученных могут быть ценнее крови шахидов». Праведные ученые сражаются словом и языком против неверующих и лицемеров, и принимают участие в подобном сражении только избранные. Они обучают людей предписаниям религии и отвергают ошибочные воззрения тех, кто противится Истине, даже если эти воззрения принадлежат некоторым из мусульман.

 

عَنْ أَبِي رُقَيَّةَ تَمِيمِ بْنِ أَوْسٍ الدَّارِيِّ رضي الله عنه أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «الدِّينُ النَّصِيحَةُ. قُلْنَا: لِمَنْ؟ قَالَ لِلَّهِ، وَلِكِتَابِهِ، وَلِرَسُولِهِ، وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ».رَوَاهُ مُسْلِمٌ

 

Передается от Абу Рукайа Тамим бин Аус ад-Дари (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще». (приводится имамом Муслимом).

 

Отстраниться от всего запрещенного Аллахом Субхана ва Тааля, выполнение всех предписаний, строгое следование Корану и сунне Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Но если человек сам искренне не соблюдает религию Ислам, как он может призывать к тому, чему сам строго не следует. Слова проповедников будут иметь воздействие на слушающих, если они твердо убеждены в своих воззрениях, строги в отстранении от всех запретов, и в исполнении предписаний, глубоко в душе болеют и переживают за распространение истинной религии, не боятся отстаивать каноны Ислама, перед всеми слоями общества.  


 أَتَأْمُرُونَ ٱلنَّاسَ بِٱلْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ ٱلْكِتَـٰبَ‌ۚ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?», (сура «Аль-Бакара», аят 44).


عَنْ أَبِی بَكْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ (فِی حَدِيْثٍ طَوِيْلٍ) عَنِ الرَّسُوْلِ  قَالَ:أَلَا هَلْ بَلَّغْتُ؟ قُلْنَا: نَعَمْ! قَالَ: اللّٰهُمَّ اشْهَدْ فَلْيُبَلِّغِ الشَّاهِدُ الْغَاءِبَ، فَإِنَّهُ رُبَّ مُبَلِّغُهُ مَنْ هُوَأَوْعٰی لَهُ. رواه البخاری، باب قول النبی لا تر جعوا بعدی كفارا

Передается Абу Бакра (родзи Аллаху аънху), что (в завершающей проповеди, во время хаджа, десятого числа месяца Зуль-Хиджа), Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Донес ли я до вас религию?» Сахабы ответили: «Да». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «О Аллах, будь свидетелем». Затем сказал: «Пусть присутствующие доведут ее до тех, кто отсутствует, и поистине, иногда кому доводят, - более сознателен, чем доводящий». (приводится имамом Аль-Бухарий).

  

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُوْلَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ۝ جَزَاؤُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ جَنَّاتُ عَدْنٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ذَلِكَ لِمَنْ خَشِيَ رَبَّهُ

 

«Поистине, те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника и совершали благочестивые деяния, являются наилучшими из созданий по своему вероучению и своим деяниям».

«Воздаянием для них в будущей жизни за то, что они уверовали и совершали благочестивые деяния, будут райские сады, в которых текут реки, и там они вечно пребудут. Аллах принял от них их деяния, и они благодарили Его за Его милости и благодеяние к ним. Это воздаяние тем, кто, страшась наказания от своего Господа, уверовал и творил благочестивые деяния». (сура «Аль Байинат», аяты 7-8).

Статью подготовил Рузметов Еркин.

(В статье использован тафсир Аль Коран аль Мунтахаб).

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: