МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЯНИЯ (ТАУБА) В ИСЛАМЕ

МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЯНИЯ (ТАУБА) В ИСЛАМЕ

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Мусульмане в этом мире всегда должны помнить, что это жизнь и этот мир (дунья) для них временное пребывание. Каждый человек, который хорошо поймет значения своего существования и своего предназначения в этом мире, будет стремится к совершению правильной и богобоязненной жизни. Очень много есть факторов, которые могут повлиять на правильное понимание человека этих вопросов. И самое главное, если он уже в детстве получает богобоязненное воспитание, хорошие знания своей религии, понимание в том, что должен хорошо относится к людям, с которыми он живет и встречается в этом мире, такой верующий сможет прибрести много для себя и с достоинством вернуться к Всевышнему Аллаху.

Для того, чтобы человек мог быть уверен, что идет по правильному пути должен уметь разбирается в том, что делает его праведным и что его ведет к совершению греха и делает его грешным человеком перед Создателем. Верующий человек старается избегать больших и малых грехов, но если с ним это произошло, то тогда такой верующий пусть знает, что он просто человек, который может совершит оплошность и впасть в грех.

И здесь есть несколько путей у человека. Если он действительно верующий человек, тогда должен сразу остановится в совершении греха и тех поступков, которые ведут его к этому, обратится к Всевышнему Аллаху и попросить прощения и совершить искреннее свое покаяние перед Ним. Как нас этому учить сам Всевышний Аллах в Священном Коране: «Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной (грешный) поступок по своему невежеству (слабости веры и неведению) и вскоре раскаиваются. Их покаяния Всевышний Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый» (Сура ан-Ниса, 16 аят). 

Здесь мы видим, что Всевышний Аллах обещал принимать покаяние тех людей, которые совершают греховной поступок по своему неведению и незнанию, но потом после совершения в скором времени раскаиваются и сожалеют о содеянном деяний. Покаяния таких людей Всевышний Аллах примет, ведь Он – Милостивой и Милосердный. Мусульманин парой бывает совершит поступок, который действительно не соответствуют законам шариата Ислама и переходит границы, которые указал сам Всевышний Аллах в своей Священной книге и те положения, которые есть в чистой сунне нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Но, если верующий, осознав свой неправильный поступок, приходит к покаянию, – то Всевышний Аллах может его простить – ведь Аллах Знающий, Мудрый.  

Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О люди, приносите покаяние Аллаху и просите Его о прощении, ибо я, приношу Ему свое покаяние по сто раз в день». Этот хадис приводит ученый, имам Муслим. Сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не забывал совершать свое покаяние и призывал к этому своих сподвижников и всех верующих людей. Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются искренне кающиеся». Этот хадис приводит ученый ат-Тирмизи.  

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Скажи: О рабы Мои, преступившие предел дозволенного во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (Сура аз-Зумар, аяты 53-54).

Ученый исламского мира, известный толкователь, муфассир Исмаил ибн Касир сказал: «Этот благой аят является призывом для покаяния ко всем грешникам. Этот аят извещает о том, что Всевышний Аллах прощает все грехи тому, кто отказался от их совершения и принес покаяние за это, какими бы они ни были и даже если они по количеству подобны морской пене».   

Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет такого правоверного раба Аллаха, чтобы у него не было греха, который он совершал бы время от времени». Этот хадис приводит ученый имам ал-Бухари и имам Муслим. Поэтому, нам всегда нужно помнить о своем покаянии перед Всевышним Аллахом.

В Священном Коране Всевышний Аллах говорит очень много о совершении покаянии (ат-тауба) верующего человека, и этот вопрос освещается очень много в Исламе. Мусульманин, обращаясь к Всевышнему Аллаху своими молитвами о прощении его грехов должен быть искренним и с твердыми намерениями не возвращается к этому греху снова. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит следующее: «О, верующие, делайте свое покаяние, раскаивайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (Сура ат-Тахрим, 8 аят).

Из этого аята, мы можем понять, что Всевышний Аллах к нам Милостивой и Милосердный и дает нам шанс избавится от наказания за совершенные нами грехи, через искренние покаяние перед Всевышним Аллахом. Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто искренне кается в своих грехах перед Всевышним Аллахом, становится будто безгрешный». Этот хадис приводит ученый Ибн Маджа.  

Ученый исламского мира известный толкователь, муфассир имам Мухаммад ибн Ахмад ал-Куртуби сказал: «Община мусульман единогласна в том, что покаяние – это обязанность всех правоверных людей».  Мы всегда должны помнить об этом и не забывать, что искрение покаяние может нас сохранить от наказания в Судный день.

В совершении своего покаяния, мусульманин должен знать, что есть условия, когда совершение покаяния будет правильным и верным и далее принятым Всевышним Аллахом.

Во-первых, мусульманин должен искренне делать свое покаяние перед Всевышнем Аллахом. Всевышний Аллах повелел Своим рабам искренне каяться пред Ним, сказав: «О вы, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (Сура ат-Тахрим, 8 аят). Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него!».  Этот хадис приводит ученый ан-Насаи.

Во-вторых, человек должен прекратить совершать этот грех, как Всевышний Аллах сказал про это в Священном Коране: «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» Сура ал-Анфаль, аят 38. Ученый исламского мира, имам Фудайль ибн Ийяд сказал, что мольба о прощении без отказа от грехов, это неправильное и не искреннее покаяние.

В-третьих, человек должен сожалеть о том, что совершил прегрешение, и далее искренне покаяться, как сказал сам Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Сожаление о грехе – это уже есть покаяние». Этот хадис приводит ученый Ибн Маджа.

В-четвертых, мусульманин должен уметь правильно обращаться к Всевышнему Аллаху с своим покаянием и только у Него просит прощение за свои грехи. Искреннее раскаяние человека необходимо, и он должен просить прощения у Всевышнего, как повелел это Всевышний Аллах, сказав: «Просите прощения у Господа вашего и кайтесь перед Ним» (Сура Худ, аят 3).

Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах Всевышний говорит: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя!». Этот хадис приводит ученый ат-Тирмизи. Мы мусульмане не должны забывать о Милости и Милосердии Всевышнего Аллаха.

В-пятых, у человека должна быть решимость больше никогда не совершать этот грех, он должен сделать все, чтобы вновь не вернуться к этому. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние трудящихся!» (Сура Али ‘Имран, аяты 135-136).

Также не будьте похожи на таких людей, которые не думают о совершении своего покаяния перед Всевышним Аллахом, которые забыли и не вспоминают о том, что их ждёт ответ за совершенные ими поступки и прожитую ими жизнь. Именно о таких людях, сказал Всевышний Аллах в Священном Коране: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяние, а когда к нему приходит смерть, тогда он говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», - и для тех, кто умирает неверующим в этом мире. Для них Мы приготовили мучительные страдания» (Сура ан-Ниса, 16 аят). 

Сегодня свои призыв в Исламе хочу закончить словами Всевышнего Аллаха, где Он говорит: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки, в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа. Они скажут: «Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Воистину, Ты способен на всякую вещь» (Сура ат-Тахрим, аят 8). 

 

Нурлан Кайрбеков,

Доктор PhD религиовед, исламовед
Заведующий отдела религиозной экспертизы ДУМК

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: