Границы ислама так стремительно расширялись, что земли мусульман стали простираться от Испании, расположенного на пиренейском полуострове, до Аральского моря в Азии. Появлялись новые города, а миром овладевала новая цивилизация.
Тяга мусульман к знаниям проявлялась на всей территории их нахождения. Правитель правоверных халиф Мансур, правивший в 754-774 годах, тяготил к гуманитарным и естественным наукам и самое главное он понимал, что знания можно получить, лишь путем исследований. Исламская культура нуждалась в этих знаниях. Правитель Мансур, собрав в столице Аббасидского халифата в Багдаде различных ученых, исповедовавших разные религии, стал способствовать переводам книг по математике, медицине, астрономии и прочим наукам, написанных на персидском и индийском языках. Для получения положительного результата правитель оказывал ученым всяческую материальную и моральную поддержку, покровительствуя им во всем.
Ученые, прибывавшие в Багдад по приглашению правителя Мансура, привозили с собой целый ряд ценнейших трудов и произведений. Однако халиф Мансур, не ограничиваясь этими произведениями, посылает послов в Византию и просит у императора книги по математике и логике. По преданиям, в Багдад следовали караваны, где сотни верблюдов были нагружены книгами, а затем эти книги продавались халифу. Чтобы в последствии занять свое место в библиотеке, именовавшейся «Хазинатуль- Хикма». По преданиям, эта библиотека до отказа была забита подобными книгами. В Багдад стали стекаться различные ученые, представлявшие разные народы и разные религии, которые привозили с собой новые труды и источники. Так, Багдад, стал превращаться из обычного города, в город науки. Халиф Харун Рашид был из числа правителей, кто придавал большое значение развитию наук.
В период его правления был усилен сбор книг, написанных на разных языках мира. Сбор научной литературы стал таким важным делом в государстве, что правитель разрешил немусульманам выплачивать налог джизью книгами.
Книг накопилось так много, что они уже не умещались в библиотеке «Хазинатуль-Хикма». И поэтому во дворце правителя для книг было выделено отдельное место. Новая «Хазинатуль-Хикма» стала более систематизированной. Исламская цивилизация стала распространяться в разные концы света. Несомненно, это требовало новой организации и иного подхода к данному вопросу. Правитель Аббаситского халифата Аль-Мамун осознавал подобную необходимость. Опираясь на заложенный его дедом, халифом Мансуром, фундамент, а также на наследие своего отца Харун-Рашида, Аль-Мамун сумел построить «Байт аль-Хикма», то есть «Дом Мудрости».
Открытой в начале девятого столетия «Байт аль-Хикма», будет суждено стать в последующем первой академией мусульман. Халиф Аль-Мамун, хотел собрать здесь ученых со всего мира. Все исламские ученые были приглашены именно сюда. Аль-Мамун понимал, что совместными усилиями ученых можно было ускорить процесс новых научных открытий и достижений. Таким образом, Багдад, бывшей столицей Аббаситсткого халифата, должен был стать центром исламской цивилизации.
«Байт аль-Хикма» сыграла огромную роль в мировой истории, где во вновь завоеванных городах, в первую очередь открывались новые научные центры. Так стали появляться новые крупные научные центры мусульман: Самарканд, Каир, Кордова, Стамбул. Все они стали центрами научных знаний и сокровищницами исламской цивилизации.
Ислам Амиров