«Байт аль-Хикма» и тяга мусульман к знаниям

«Байт аль-Хикма» и тяга мусульман к знаниям

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Границы ислама так стремительно расширялись, что земли мусульман стали простираться от Испании, расположенного на пиренейском полуострове, до Аральского моря в Азии. Появлялись новые города, а миром овладевала новая цивилизация.

Тяга мусульман к знаниям проявлялась на всей территории их нахождения. Правитель правоверных халиф Мансур, правивший в 754-774 годах, тяготил к гуманитарным и естественным наукам и самое главное он понимал, что знания можно получить, лишь путем исследований.  Исламская культура нуждалась в этих знаниях. Правитель Мансур, собрав в столице Аббасидского халифата в Багдаде различных ученых, исповедовавших разные религии, стал способствовать переводам книг по математике, медицине, астрономии и прочим наукам, написанных на персидском и индийском языках. Для получения положительного результата правитель оказывал ученым всяческую материальную и моральную поддержку, покровительствуя им во всем.

Ученые, прибывавшие в Багдад по приглашению правителя Мансура, привозили с собой целый ряд ценнейших трудов и произведений. Однако халиф Мансур, не ограничиваясь этими произведениями, посылает послов в Византию и просит у императора книги по математике и логике.  По преданиям, в Багдад следовали караваны, где сотни верблюдов были нагружены книгами, а затем эти книги продавались халифу. Чтобы в последствии занять свое место в библиотеке, именовавшейся «Хазинатуль- Хикма». По преданиям, эта библиотека до отказа была забита подобными книгами. В Багдад стали стекаться различные ученые, представлявшие разные народы и разные религии, которые привозили с собой новые труды и источники. Так, Багдад, стал превращаться из обычного города, в город науки.  Халиф Харун Рашид был из числа правителей, кто придавал большое значение развитию наук.

В период его правления был усилен сбор книг, написанных на разных языках мира. Сбор научной литературы стал таким важным делом в государстве, что правитель разрешил немусульманам выплачивать налог джизью книгами.

Книг накопилось так много, что они уже не умещались в библиотеке «Хазинатуль-Хикма». И поэтому во дворце правителя для книг было выделено отдельное место. Новая «Хазинатуль-Хикма» стала более систематизированной. Исламская цивилизация стала распространяться в разные концы света. Несомненно, это требовало новой организации и иного подхода к данному вопросу.  Правитель Аббаситского халифата Аль-Мамун осознавал подобную необходимость. Опираясь на заложенный его дедом, халифом Мансуром, фундамент, а также на наследие своего отца Харун-Рашида, Аль-Мамун сумел построить «Байт аль-Хикма», то есть «Дом Мудрости». 

Открытой в начале девятого столетия «Байт аль-Хикма», будет суждено стать в последующем первой академией мусульман. Халиф Аль-Мамун, хотел собрать здесь ученых со всего мира. Все исламские ученые были приглашены именно сюда. Аль-Мамун понимал, что совместными усилиями ученых можно было ускорить процесс новых научных открытий и достижений.   Таким образом, Багдад, бывшей столицей Аббаситсткого халифата, должен был стать центром исламской цивилизации.

«Байт аль-Хикма» сыграла огромную роль в мировой истории, где во вновь завоеванных городах, в первую очередь открывались новые научные центры. Так стали появляться новые крупные научные центры мусульман: Самарканд, Каир, Кордова, Стамбул. Все они стали центрами научных знаний и сокровищницами исламской цивилизации. 

Ислам Амиров

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: