Что такое фитрат?

Что такое фитрат?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я – не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». Или же не говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?» Так Мы разъясняем знамения, – быть может, они вернутся на прямой путь». (Сура «Аграф», аяты 172-174)

 

В приведенных нами аятах излагается о том, что сын Адама со времени своего  сотворения осведомлен о своей ответственности или же оснащен необходимыми способностями для овладения этими знаниями. По этой причине становится ясным, что при неисполнении своих обязанностей перед Господом, человек не имеет права выдвигать какие-то предлоги и отговорки для своего оправдания.

Муфассиры дали этим аятам двоякое толкование:

Согласно первому из них, Аллах Тааля еще до сотворения мира осведомил о Своем существовании души всех людей, которые придут в этот мир, заставил их засвидетельствовать, что Он является их Господом, и заключил завет со всеми людьми, которые будут жить в этом мире. Свидетелями заключения этого завета стали Господь, ангелы и сами люди. Таким способом Аллах исключил для людей возможность оправдываться в День воскресения, ссылаясь на то, что они не знали о своих обязанностях в качестве рабов своего Господа. И поэтому у них нет повода утверждать, что не они придумали многобожие, а получили идолопоклонство в наследие от своих отцов, и поскольку у них не было других знаний, то они продолжили веровать в это, и поэтому у них нет греха в этом вопросе и не они должны нести ответственность.

Согласно второму толкованию, упоминаемый в этих аятах завет имеет лишь метафорических характер, это событие произошло не до сотворения мира, а происходит в момент рождения каждого человека. В период формирования человеческого организма в утробе матери, Аллах Тааля закладывает в него способность признавать существование и едиственность Господа и уверовать в Него. Соответственно этому, Аллах сделал каждого человека обладателем умственных и психологических способностей, достаточных для того, чтобы уверовать. Именно об этом говорится в следующем хадисе нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!): «Каждый ребенок рождается с фитратом (с врожденной верой)» (Бухари, “Книга похорон”, 93). Таким образом, Аллах как бы спрашивает у людей: «Разве Я не ваш Господь?» А люди подтверждают это, говоря: «Да». Природная способность человека к обретению имана объясняется в этих аятах символическим языком. Подобные пояснения имеются и в других аятах.

Оба разных комментария к этим аятам подтверждают необходимость уверовать в то, что с людьми был заключен завет по поводу имана. Поскольку данный вопрос выходит за пределы человеческих познаний и входит в сферу сокровенного, мы не имеем точных знаний о сути этого события. Однако наш долг – верить, что Аллах – наш Господь, и что иман является нашим врожденным качеством. Мы должны знать, что по поводу этих двух положений с нами был заключен завет, и оставаться верными данному слову.

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: