Влияние взглядов имама Матуриди на исламскую мысль

Влияние взглядов имама Матуриди на исламскую мысль

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

В период, охарактеризованный хаосом, созданным перечисленными выше учениями, а также философскими, гностическими школами, Матуриди пытался устранить кризис и конфликт между божественным откровением и разумом, стараясь при этом доказать, что разум является самым надежным источником получения религиозных знаний.

 

Если рассмотреть тот период, когда жил Матуриди, с точки зрения религии и развития мысли, то мы увидим, что мутазилиты преследовались аббасидами, сторонники хадисов получали поддержку государства, идеи шиитов и исмаилитов, а также суфийские взгляды начали завоевывать популярность. Тот факт, что вместе с идеями мутазилитов стали критиковаться и идеи о важности разума в целом, нанес большой вред исламской мысли. Вместе с этим начали завоевывать популярность идеи сторонников хадисов, строящих светские и религиозные взгляды, опираясь на хадисы и древнюю традицию, суфиев, опирающихся на вдохновение и внутренние откровения, шиитов, считавших покорность имаму основой религии и веры.

В период, охарактеризованный хаосом, созданным перечисленными выше учениями, а также философскими, гностическими школами, Матуриди пытался устранить кризис и конфликт между божественным откровением и разумом, стараясь при этом доказать, что разум является самым надежным источником получения религиозных знаний. На самом деле он продолжил делать то, что ранее делали мутазилиты, хотя сам он и не был мутазилитом.

Насколько видно по «Китабу-т тавхид», он стал первым мусульманским мутакаллимом, рассмотревший и проанализировавший источники знаний людей.Кроме того, что это произведение написано так, чтобы охватить взгляды на калам/вероубеждение, и оно является самым старым текстом по этой теме, сохранившимся до наших дней, оно также содержит крайне важные сведения о первом веке развития исламской теологии.

С другой стороны, Матуриди продолжает оставаться важным источником сведений о шаманах, софистах, санавитах и зороастрийцах, проживавших в то время в данном регионе. Матуриди проделал крайне важную работу по анализу различных понятий, как в каламе и тафсире, так и в фикхе, он ввел некоторые новые термины, а также придал новые толкования некоторым ранее использовавшимся. Примером этому могут быть термины «ма’ия» (свойство), разум, «хавасс» (чувства), предания, пророческие предания, предания от Пророка, «шайия» (сущность), «би-ль кувва», «би-ль фииль», «тынат» в каламе; истинная религия, истинное писание, «та’виль», «вуджух» и насх за счет иджтихада в тафсире; «баяну-ль кифая», «баяну-н нихая», «баяну-т тафсиль», «аль-мутаватирби-ль а’маль», «ильму-ль а’маль», «ильму-ш шахада» в фикхе  и другие. Своим вкладом в исламский калам он стал источником вдохновения для последующих поколений ученых, а своими современниками был назван «либеральным суннитским теологом» и «основателем умозрительной теологии». Множество ученых, большинство из которых тюркского происхождения, написали ценнейшие произведения, в которых они приложили усилия для разъяснения его системы калама. 

Это учение, являясь ханафитским, было принято большинством населения сначала Хорасана и Мавераннахра, а затем Средней Азии, Азия, Афганистана, Индии, Пакистана, Восточного Туркестана, Малайзии, Индонезии, Кавказа, России, Турции, Среднего Востока и мусульман других регионов, сохранившись, таким образом, до наших дней.В наши дни в исламском мире, а также некоторых университетах и теологическах факультетах Запада изучаются темы, связанные с личностью Матуриди и его учением, пусть и в ограниченных объемах, а в магистерских и докторских программах отдается время на изучение теории разума Матуриди.

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: