Какова роль разума в познании Всевышнего?

Какова роль разума в познании Всевышнего?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Матуриди считает разум важным мерилом для определения достоверности знаний, полученных из двух других источников, и выражает это мнение следующим образом: «Есть три причины, объясняющие нашу потребность в разуме и его использовании

 

При обосновании тем калама и решении проблем фикха Матуриди часто ссылался на разум, аргументацию, теории, свои исследования и решения по аналогии. Согласно ему, в изучении религии и получении религиозного знания есть два основных источника, один из которых это разум, а второй – предания (сами’) . Несмотря на то, что видно, как здесь он делит источники религиозного знания на две группы, в разделе «Способы получения знания», где эта тема проанализирована подробно, он утверждает, что объекты и ситуации, их истину можно познать с помощью чувств («иян»), преданий и разума (своего взгляда), тем самым деля источники знания на три группы. Однако, в его произведениях не встречается то определение ума и его сущности, которое встречается в поздних книгах по каламу. Разум больше определяется описанием его задач. Согласно этому, разум и точка зрения это способы различения полезного и пагубного . В теории знания Матуриди разум это не только источник религиозного знания, но и источник общих знаний, а также знаний о морали.

Матуриди считает разум важным мерилом для определения достоверности знаний, полученных из двух других источников, и выражает это мнение следующим образом: «Есть три причины, объясняющие нашу потребность в разуме и его использовании. Во-первых, при получении знаний с помощью чувств или из преданий нужно обрабатывать их разумом. В вопросах познания вещей далеких от чувств или имеющих такие маленькие размеры, что их невозможно увидеть глазами, чувства бессильны, поэтому появляется потребность в использовании разума. С другой стороны, чтобы определить, входит ли предание в ту категорию преданий, ошибки в которых быть не может, или же в нем вероятно наличие ошибок, чтобы отличить чудеса пророков от обмана колдунов и других людей, другими словами, чтобы отличить чудеса от того, что ими не является, нужно использовать разум. Аллах сделал так, что чудесный Коран, полный различных доказательств, а также многие другие вещи связаны с использованием разума, а также во многих аятах Он указал на то, что людей приводит к истине и указывает верный путь использование разума и обоснование всего через разум.

Во-вторых, Матуриди утверждал, что даже если чувства и могут воспринимать, являются ли те или иные вещи прекрасными или скверными, а также являются ли поступки людей правильными или же порицаемыми, даже если предания могут иметь информацию об этом, все равно, чтобы узнать истину нужно использовать разум и размышлять, а окончательное знание в этих вопросах может быть получено только при помощи разума.

В-третьих, познание Аллаха и Его повелений может быть осуществлено через анализ различных аргументов, что является волевым усилием («а’рад»)».

Наряду с тем, что Матуриди отдает разуму важную роль, он понимает, что, как и в случае чувств и преданий, сила разума в познании и область его познаний ограничены, однако, ограниченность разума связана с тем, что вещи невозможно познать со всех сторон и во всех подробностях, некоторые могут быть изобретены позже, а сам разум подвержен болезням и повреждениям, изучаемые же им темы могут быть очень запутанными . Другими словами, в таких ситуациях, «когда одним лишь разумом тяжело понять, где благо, а где зло, нужно пользоваться чувствами и преданиями, говорить должны лишь те, кто понимают, а другие слушать». Однако, в таком случае разум уже не считается источником знания, которому можно всегда доверять, и который всегда приводит к достоверному знанию. Поэтому тех, кто отрицает использование разума, Матуриди обвинял в том, что они ходят по кругу и впадают в противоречия, так как, взывая к разуму, они идут против него же, а также при этом не запрещают использование преданий и аргументации для познания.

Матуриди, считавший разум вещью, вверенной нам на хранение Аллахом, считал, что мыслящий и пользующийся разумом человек в любом вопросе и любых условиях в результате выиграет, а также говорил, что, мысли, которые приходят к человеку в результате мышления,  с прагматических позиций имеют три полезных свойства для их обладателя:

1) Его мысли могут привести его к осознанию того, что он является творением и за хорошее поведение может получить награду, а за неправильное поведение – наказание и возмездие от Творца, что подтолкнет человека остерегаться поступков, влекущих за собой наказание Творца, а также подтолкнет к совершению поступков, ведущих к Его довольству, что сделает человека счастливым, приведет его к почету в мирской жизни и загробной.

2) Либо же мысль приведет его к отрицанию того, что мы перечислили, в результате чего он насладиться удовольствиями мирской жизни, а наказание загробной жизни же пока будет его ждать.

3) Или же ход мысли человека приведет его к осознанию, что дверь к познанию сущности истины закрыта, что дарует ему душевное спокойствие, а страх, рождаемый приходящими порой в его разум мыслями, исчезнет. Короче говоря, человек, не перестающий мыслить, в любом случае поймет, что это при любых условиях принесет ему пользу.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: