Как мусульманин чуть не стал китайским императором

Как мусульманин чуть не стал китайским императором

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Традиционным религиями для Китая являются буддизм, даосизм, конфуцианство. Вместе с этим в стране проживает значительное число мусульман. Ислам появился в Поднебесной в начале 8 века, благодаря интенсивным торговым контактам с Ближним Востоком. Мусульмане оставили заметный след в истории Китая, будучи мореплавателями, полководцами, государственными деятелями. Даже знаменитый китайской суп-лапша – изобретение мусульман. Несмотря на это, за всю историю Китая не было ни одного императора-мусульманина. Однако в 14 веке сложилась ситуация, когда последователь ислама мог занять императорский трон.

Во второй половине 13 века, когда Китай был завоеван монголами, они основали новую императорскую династию Юань. В 1273 году у Маннгалы, одного из сыновей хана Хубилая (внука Чингиз-хана и основателя династии), родился сын по имени Ананда. И Хубилай, и Маннгала исповедовали буддизм, следовательно и Ананда также был буддистом по рождению. Маннгала являлся наместником хана в западном Китае, где традиционно проживало много мусульман. В 1278 году он погиб и его статус и положение в правящей верхушке унаследовал Ананда. Его воспитателем стал тюрок-мусульманин Нисар Хасан и его жена Зулейха. По всей видимости, религиозная принадлежность его воспитателей и стала причиной его обращения в ислам. Многие из придворных Ананды также последовали его примеру. Примечательно, что на территории современной провинции Нинцзя на западе Китая, находившейся под управлением Ананды, треть населения составляют мусульмане.

Обращение Ананды в ислам вызвало гнев его двоюродного брата Тэмур-Хана, который в 1296 году вызвал его в столицу Монгольской империи Каракорум и посадил в тюрьму, поставив условием освобождения из нее отказ от ислама. Тем не менее Ананда был тверд в вере и не стал от нее отрекаться и, в конце концов, был освобожден. Он принял участие в войне с еще одним претендентом на трон кагана Монгольской империи – Дувой, правителем Чагатайского улуса, и помог победить его. В 1307 году скончался Тэмур-Хан, а годом ранее умер его единственный сын-наследник престола. В империи наступил кризис престолонаследия. Вдова Тэмур-Хана Булуган решила передать престол в руки Ананды. Однако другая придворная группировка выдвинула кандидатуру племянника умершего кагана Кулуг-хана (Хайсана). Он враждебно относился к Булуган, которая, в силу своего положения матери наследника престола, имела множество врагов при дворе. И для нее, и для Ананды кризис престолонаследия разрешился плачевно: они были арестованы и казнены.

Кулуг-хан стал новым монгольским ханом и китайским императором. Хотя власть монголов в южном Китае была свергнута в 1368 году, они продолжали править наряду с Монголией и северным Китаем, и среди этих правителей некоторые были мусульманами. И пусть история не знает сослагательного наклонения можно предположить, что если бы трон династии Юань занял мусульманин, это определенным образом сработало бы на укрепление позиций ислама в Китае, однако этот эффект мог быть легко снивелирован восшествием на престол правителя-немусульманина. Вероятно власть мусульманина могла бы способствовать распространению ислама среди своих соплеменников-монголов, и в этом случае как Внутренняя (ныне входящая в состав Китая), так и Внешняя Монголия могли бы иметь более тесные связи с исламским миром. Для современного Китая это означало бы наличие еще одного мусульманского региона в составе страны.

Возможно, Китай при императоре-мусульманине сблизился бы с исламскими государствами Центральной Азии и имел бы сильное влияние на их политику и союзы, и при определенных обстоятельствах смог бы интегрировать в себя большую часть их территории, не ограничиваясь землями уйгур (Восточным Туркестаном). В силу господства даосистских традиций и конфуцианской морали ислам не стал движущей силой общественных процессов в Китае, завоеванном монголами в средние века.

Напротив, в Золотой Орде, другом государстве, относящимся к Pax Mongolica, духовные семена религии Единобожия упали на благодатную почву, подготовленную с одной стороны влиянием ближневосточных исламских государств, а, с другой, не отягощенную изощренной философией тенгрианства. Ислам в Золотой Орде победил в честной конкуренции, и это помогло сохранить религиозный плюрализм в Великой степи и во всей северной Евразии.

Автор: Хасан Насретдинов

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: