Проведение имамом вечернего, ночного и утреннего намаза вслух является ваджибом. Если он по забывчивости проведет один из этих намазов шепотом, как дневные намазы, то в этом случае необходимо будет совершить саджда-сахв, так как в этом случае имеет место невыполнение ваджиба.
Что же касается дневных намазов, то есть полуденного и послеполуденного, то ваджибом является их совершение шепотом. Если имам по забывчивости проведет один из этих намазов вслух, как ночные намазы, то в этом случае также необходимо будет совершить саджда-сахв, так как в этом случае имеет место невыполнение ваджиба.
Значит, у дневных и ночных намазов существуют присущие только им особенности. В соответствующих книгах, в качестве причины этого приводится следующее историческое событие:
После того, как намаз был вменен в обязанность, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) находясь еще в Мекке, совершал абсолютно все намазы вслух. Однако когда идолопоклонники слышали, как посланник Аллаха совершал намаз, то они собирались около него и начинали декламировать свои стихи, пытаясь запутать его. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) испытывал от этого неудобства. В это время был ниспослан следующий аят: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим» (аль-Исра 17/110).
В этом аяте содержится указание на то, что дневные намазы следует совершать шепотом, а ночные вслух.
Таким образом, днем идолопоклонники ничего не слышали, а вечером, уже будучи занятыми своими домашними делами, не приходили к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).
Эта практика осталась неизменной, в качестве напоминания о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться мусульманам в первое время.
Поэтому имам обязательно должен проводить вечерний, ночной и утренний намаз вслух, а дневные намазы шепотом. Однако тот, кто совершает намаз в одиночку, свободен в своем выборе. Если хочет, то может совершать ночные намазы шепотом. А если захочет, то может совершать эти намазы вслух, представляя себя имамом, а в качестве джамаата представляя ангелов.
Islam-Today