По поводу того, какой именно аят был ниспослан последним, существуют разногласия:
1) По мнению многих алимов, последним ниспосланным аятом, стал аят: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (аль-Маида 5/3). Этот аят был ниспослан в день Арафа, во время прощального хаджа. Судди (ахимахуллах) говорил: «После этого не было ниспослано ни одного аята, касающегося халяля или харама».
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) прочтя во время прощального хаджа суру аль-Маида, сказал:
«О, люди! Поистине сура аль-Маида является последним из ниспосланных повелений. Поэтому то, что в этой суре упоминается как халяль – является халялем, а то, что упоминается как харам, является харамом».
Имам Ахмад, Тирмизи, Хаким и Байхаки передают, что Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху) говорил: «Последними ниспосланными сурами, были сура аль-Маида и аль-Фатх». Так же имам Ахмад, Насаи и Байхаки передают, что Айша (радыйаллаху анха) говорила: «аль-Маида является самой последней ниспосланной сурой, поэтому считайте халялем все то, что упоминается в ней как халяль, и считайте харамом все то, что упоминается в ней как харам» (Вехбе Зухайли, ат-Тафсируль-Мунир).
2) Так же было высказано мнение, что последним, ниспосланным аятом, был следующий: «Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо» (аль-Бакара 2/281). Через семь или девять дней, после ниспослания этого аята, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) умер. Из этого аята сахабы поняли, что приближается момент разлуки с пророком.
3) В соответствии с другим мнением, самой последней ниспосланной сурой, была сура ан-Наср. Сообщается, что Ибн Аббас (радыйаллаху анху) говорил: «Самым последним ниспосланным аятом, был аят о ростовщичестве, а самой последней ниспосланной сурой, была сура ан-Наср».
Islam-Today