Прежде всего, необходимо отметить, что саджда, совершенное ангелами Адаму (алейхи салям) ни в коем случае не является проявлением неуважения по отношению к Аллаху Всевышнему. Так как сам Аллах Всевышний приказал ангелам поклониться Адаму (алейхи салям).
И так же сам Аллах Всевышний восхвалил тех, кто выполнил Его приказ, совершив саджда Адаму (алейхи салям) и лишил своей милости шайтана, который не подчинился этому приказу.
Что же касается мудрости совершения ангелами саджда Адаму (алейхи салям), то по этому поводу было высказано три мнения:
1) Это саджда совершалось Аллаху Всевышнему, а Адам (алейхи салям) в данном случае был чем-то вроде киблы.
2) Это саджда было совершено в качестве приветствия. По мнению некоторых алимов, ангелы сделали это саджда именно с этой целью. Так же как мусульмане приветствуют друга салямом, так и в некоторых общинах было принято приветствовать друг друга земным поклоном.
Сообщается, что давая толкование аяту: «Он поднял своих родителей на трон, и они пали ниц перед ним» (Юсуф 12/100), Катада (рахимахуллах) говорил: «В то время люди приветствовали друг друга, земным поклоном».
3) В соответствии с третьим мнением, это было саджда покорности.
Однако Фахруддин ар-Разы, в своем тафсире сказал о том, что все эти мнения являются слабыми, говоря: «Целью этого рассказа, было разъяснение величия Адама (алейхи салям). Его положение в качестве киблы для саджда, никоим образом не говорит о его величие».
В заключении хотелось бы сказать, что ангелы совершили саджда перед Адамом (алейхи салям) не с целью поклонения ему, а в знак признания его достоинства и миссии наместничества. Совершить этот земной поклон, ангелам приказал сам Аллах Всевышний. Поэтому в саджда, которое ангелы совершили перед Адамом (алейхи салям) нет ничего такого, что противоречило бы Исламу.
Islam-Today