"Не усложняй" – главный принцип ислама, на котором строится религиозная практика каждого правоверного. Облегчение же в совершении обрядов тем, кто находиться в пути, служит ярким тому примером.
Конечно же, сегодня благодаря развитию технологий путешествие человека даже на дальние расстояния сделались куда более комфортабельными, в сравнении с прошлыми столетиями. Однако так или иначе у современных мусульман возникают вопросы с той или иной практикой поклонения во время нахождении в пути. Сегодня мы постараемся рассмотреть наиболее часто задаваемые и актуальные вопросы касательно этой темы.
- Для того, чтобы человек считался путником, обязательно ли расстояние его пути должно быть не менее 90 км?
По мнению большинства ученых, главным признаком для определения, является ли человек путником, за основу берется расстояние, которое он должен преодолеть. И если это расстояние не менее 90 км, то человек будет считаться путником. Расчет же производиться следующим образом: по мазхабу Абу Ханифы, если время следования в пути путника три дня, где на дорогу в среднем он тратит шесть часов и проходит где-то в среднем восемнадцать фарсахов (1 фарсах примерно 5 км), то соответственно расстояние, которое должен преодолеет человек, для того чтобы считаться путником, должно составлять не менее 90 км. И не зависимо преодолел ли он эти 90 километров за час или за неделю, человек будет считаться путником.
- Если человек посещает своих родителей, живущих далеко, считается ли он путником?
Есть место, где человек рождается, а затем, повзрослев, остается там же жить. Однако, ввиду разных обстоятельств, люди могут переехать в иное место, которое станет местом их постоянного проживания. Поэтому если человек, проживающий в ином месте от родителей, желая навестить их, проделывает путь более 90 км, и намеревается пробыть там не более двух недель, то он будет считаться путником. И не важно, женщина это или мужчина, данное действие будет одинаково действительным для всех.
- Является ли ваджибом сокращение намазов для путника?
По мнению имама Абу Ханифы, сокращение намазов во время путешествия является милостью Всевышнего Творца, и является основой принципа «облегчай, а не усложняй». Поэтому считается макрухом осознанное прочтение четырех ракаатов намаза вместо двух.
По мнению же имама Шафии, право выбора сокращать или не сокращать свой намаз остается за самим человеком.
- Будет ли считаться человек путником, если вынуждено уезжает куда-то в иное место по работе или учебе, не имея намерения менять место жительства?
Если человек уезжает куда-то более чем на две недели (по работе, учебе и т.д.), то должен совершать намазы без сокращения. При этом если он не имеет намерения переселяться куда-либо и возвращается на постоянное место проживания (например, родительский дом), то так же не сокращает свои намазы.
Islam-Today