Этика дружеских отношений

Этика дружеских отношений

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Верующий человек по отношению к другому верующему подобен строению, каждая часть которого подкрепляет друг друга.

Поистине, ислам проявляет сильный интерес и придает большое значение дружеским отношениям, потому что эти отношения имеют большое и важное значение в жизни человека, а потому повелевает придерживаться благородных людей.
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми».
Коран: (9:116)

И побуждает к тому, чтобы дружеские отношения налаживались с поклоняющимися Аллаху праведными Его рабами.
Всевышний Аллах сказал: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику».
Коран: (18:28)

И отдал предпочтение следовании пути тех, кто обращается к Господу с покаянием.
Всевышний Аллах сказал:
«и (в делах Веры) следуй по пути тех, кто обратился ко Мне(с покаянием)».
Коран: (31:15)

И запретил иметь дружеские отношения с беззаконниками, так как у этих отношений могут быть плохие последствия, и в Судный День они вернутся к человеку отчаянием и сожалением.

Всевышний Аллах сказал:
«В тот день, когда творящий беззаконие будет кусать [от отчаяния] свои руки, говоря: “О, если бы я последовал в пути за Посланником! О горе мне! Лучше бы я не брал себе в друзья этого человека! Ведь это он отвлек меня от поминания [Аллаха], после того как я обрел его”. Воистину, Шайтан оставляет человека без поддержки».
Коран: (25:27-29)

И обрек каждые дружеские взаимоотношения, не строящиеся на богобоязненности и благочестии, к тому, что они приводят в День Суда к неизбежной вражде.
Всевышний Аллах сказал:
«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных».
Коран: (43:67)

Неудивительно то, что близкие друзья становятся похожими друг на друга, не замечая того сами, они учат друг друга своим повадкам, манере речи, привычкам и образу жизни, их нравы и черты характера плавно переплетаются и переселяются от одного к другому и становятся общими между собой. Таким образом, из-за долгих близких дружеских отношений человек становится полностью похожим на своего друга и представляет собой копию своего близкого друга, говорит его словами, и совершает поступки, идентичные его поступкам и т.д., сам того не замечая. Именно поэтому Всевышний предостерегает от близких дружеских отношений с теми, о ком Он сказал:
«Отвернись же (не общайся) от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни».
Коран: (53:29)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Человек придерживается пути, своего близкого друга, пусть же каждый из вас посмотрит на того, с кем он дружит» .

Из этого хадиса следует, что люди должны проявлять внимательность в выборе друзей и близко общаться только с теми, кто действительно является примером для подражания. Сердца таких людей переполняются любовью к Аллаху, и эта любовь выплескивается наружу в форме праведных дел и речей.
Таким образом, если человек при выборе пищи и питья выбирает лучшее, чтобы не навредить своему здоровью телу, и остерегается тех продуктов, которые могут послужить причиной болезней и слабости, то и правильный выбор друзей для человека должен первостепенным, потому что этот выбор будет отражаться на его душе, сердце, моральных и нравственных качествах. Поэтому, выбирая друзей, человеку следует делать выбор в пользу тех, кто будет подпитывать его наилучшими качествами, обучать его прекрасным нравственно-этическим нормам, прививать ему хорошие обычаи и улучшать его характер. Ведь праведники часто поминают Аллаха, стремятся снискать Его благоволение, и ставят волю Господа превыше собственной прихоти. Благодаря этому они сохраняют собственное время, приводят в порядок свои дела, совершают праведные деяния и призывают окружающих к религии, которую они исповедуют по милости своего Господа. Такие люди достойны быть примером для подражания.
Переживая за свою веру и дорожа своей религией и честью, выбирая друзей, человеку нужно сторониться тех, чьи души поражены болезнями, и кто слаб верой, чтобы его не постигло то, что постигло их, и чтобы не попасть под их дурное влияние и не заразиться теми недугами, которыми поражены их души.
Аллах запретил как дружить с ними, так и уподобляться таким людям, потому что они предали забвению своего Господа, а Всевышний Аллах заставил их забыть про самих себя. Они уступали своим низменным желаниям и поступали по своей прихоти, даже если это обрекало их на погибель и великий урон. Они обожествляли собственную прихоть, совершают все, чего желают их порочные души, и не думают о том, доволен этим Аллах или нет, и поэтому Всевышний Аллах сказал:

«Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание? Аллах сбил его с пути, исходя из своего знания, и наложил на его уши и сердце печать, а на глаза его опустил завесу».
Коран: (45:23)

Такие люди лишаются не только духовного, но и мирского блага, и Аллах запретил повиноваться им, потому что повиновение этим грешникам заставляет человека уподобляться им, в результате чего человек перенимает некоторые из их скверных качеств.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не водись ни с кем (не сопровождай и не сопутствуй), кроме верующих, и пусть не вкушает твоей еды никто, кроме богобоязненных»

Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Придерживайся братьев искренности (честности и правдивости), живя под их сенью, ведь, поистине, они украшение в период процветания и снаряжение в период несчастья (испытания)» .

В исламе самым лучшим и почетным прозвищем считается «Сахабий» – сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это были люди, которые, хотя бы один раз видели Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, или встретились с ним, уверовали в него и удостоились чести быть его сподвижниками. Сподвижники различались между собой в преимуществе одного над другим и достоинстве в зависимости от того, насколько они были преданы Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и искренни в службе ему, и насколько глубока была их любовь к нему. Лучшим из сподвижников и наиболее достойным из них был тот, про которого было упомянуто Всевышним Аллахом в Коране:

«И сказал своему спутнику: “Не скорби, ибо Аллах – с нами”».
Коран: (9:40)

Это был Абу Бакр – наилучший и наидостойнейший из всех сподвижников, который впоследствии стал первым халифом.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приводя пример спутника и товарища в жизни человека и указывая на его важность и участие в жизни человека, сказал:

«Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и (человеку), раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то либо он (может) подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты (можешь) купить у него что-то или ощутить (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние».

Также Умар ибн Аль-Хаттаб сказал:

«Сторонись своего врага и остерегайся того своего друга, который ненадежен. Не может быть надежным тот, кто не боится Аллаха. Не будь спутником порочного человека, чтобы не научиться у него порочности, и не посвящай его в свои секреты.
И проси совета в своих делах тех людей, кто страшится Всевышнего Аллаха».

Как показывает практика, тот, кто общается и имеет дружеские отношения с благочестивыми и набожными людьми, становится одним из них, кто постоянно придерживается ученых людей и часто общается с ними, тот перенимает у них свет знаний и веры, и так будет продолжаться до Судного Дня.
От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что:
«(Однажды) какой-то бедуин спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: “Когда наступит этот Час (Судный День)?” Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил его:“А что ты для него приготовил?” (Бедуин) ответил: “Любовь к Аллаху и Его Посланнику”. (Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха), сказал: “Ты будешь с теми, кого любишь!”» .

Соответственно, зачастую бывает так, что тот, кто близко общается и дружит с ворами, становится вором, а тот, кто дружит и общается с любителями выпить спиртное, сам становится одним из них, и так происходит во всех остальных грехах – окружающее человека общество и его близкие друзья становятся причиной того, что человек меняется и походит во всем на тех, с кем он рядом.
Не может верующий человек удовлетворяться развратным, распутным, небрежным и беспечным обществом и довольствоваться дружбой с грешниками и преступниками, любить их и тянуться к ним, привязываться к ним и разделять их точку зрения и образ жизни, не соответствующий велениям Всевышнего и полный ослушания и неподчинения Ему и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).
Всевышний Аллах сказал:
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Судный День, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждебен Аллаху, если даже это их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их Своим духом. Он введет их в сады с текущими ручьями, и они пребудут там вечно. Да будет доволен ими Аллах, и да будут они довольны Им! Они – сторонники Аллаха. Воистину, сторонники Аллаха – преуспевшие».
Коран: (58:22)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Души (людей) (подобны) призванным воинам. Те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся» .

Глядя на эту заботу о дружеских отношениях и ту важность, которую они представляют, становится понятно, что в дружбе есть определенная этика взаимоотношений, и у каждой из сторон есть как права, так и обязательства, и это самое главное и важное в дружеских отношениях, так как в этом кроется причина продолжительности дружбы, и по причине соблюдения этих прав и выполнения своих обязательств люди получают плоды этой дружбы, выражающиеся в довольстве Господа в обоих мирах.
Перечислим основные пункты выстраивания дружеских взаимоотношений и этики связанной с ними:
1 – выбор друзей до выстраивания дружеских взаимоотношений строится на отборе людей, соответствующих следующим условиям:
а) благоразумие.
б) Истинная вера.
в) Благонравие.

2 – Сторонись дружеских отношений с невежественными людьми и нечестивцами, подлецами и глупцами.
3 – Со своими друзьями следует быть искренним и верным ради Всевышнего Аллаха, а не ради корыстных целей, связанных с мирскими благами и личной выгодой. Дружественные отношения ради Всевышнего Аллаха бывают с теми людьми, кто обладает знаниями, прекрасным нравом, с теми, кто благочестив, кто близок к Господу и любит Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику».
Коран: (18:28)
То есть: «Из этого аята следует, что Аллах повелел своим рабам проводить время в обществе людей, неотъемлемыми качествами которых являются поклонение и искреннее служение Аллаху. Мусульмане должны почаще общаться с такими людьми, даже если они являются бедняками, потому что общение с праведниками приносит человеку неисчислимую пользу.
Если же человек отворачивается от таких людей, то это не приносит ему ничего, кроме вреда. Он лишается многочисленных духовных благ, а его душа начинает постепенно привязываться к мирской жизни. Он начинает все чаще помышлять о земных благах, в то время как стремление к будущей жизни постепенно покидает его сердце. А происходит это, потому что мирские прелести ослепляют человека и очаровывают его душу, в результате чего человек перестает поминать Аллаха и устремляется за мирскими удовольствиями и наслаждениями. Он теряет время, губит свою жизнь и оказывается в огромном убытке. Его уделом становятся вечное несчастье и бесконечное разочарование» .

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Тот, в ком (будут присутствовать) три качества, ощутит сладость веры: кто будет любить Аллаха и Его Посланника больше всего остального, и будет любить (какого-то) человека только ради Аллаха, и не будет желать возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, так же, как не желает он быть ввергнутым в огонь» .

А также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Поистине, в День Воскресения Аллах скажет: «Где полюбившие друг друга ради Моего величия? Сегодня Я укрою их в Своей тени. В День, когда кроме Моей тени не будет другой тени» .

4 – Для того, чтобы братские и дружеские взаимоотношения между мусульманами были крепче, и чувства были искреннее и глубже, следует рассказать своим братьям по вере, которых вы возлюбили, о том, что вы их любите ради Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:

«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним».
Коран: (59:9)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Если человек полюбит своего брата (по вере), пусть сообщит ему о том, что он любит его» .

Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что:

«Однажды, когда рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, находился один человек, мимо него прошёл другой человек, он сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)”. И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: “А сказал ли ты об этом ему?” Он ответил: “Нет”. (Пророк, мир ему и благословение Аллаха), сказал: “Так скажи ему!” – И этот человек догнал его и сказал: “Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!” – (на что тот) ответил ему: “Да полюбит тебя Аллах, ради Которого ты полюбил меня!»” .

5 – Друзьям следует желать тех же благ, которые желаешь себе самому, и заботиться о том, чтобы помогать им в нужный момент и быть полезным им в меру своих возможностей.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Не уверует (в полной мере) никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (по вере) того же, чего желает самому себе»

6 – Нужно стараться чаще общаться со своими друзьями, видеться с ними и посещать друг друга.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«(Однажды) один человек пошёл навестить своего брата (по вере, жившего) в другом селении, а Аллах велел ангелу поджидать его на той дороге, по которой он шёл. Когда (этот человек) подошёл к нему, (ангел) спросил: “Куда ты (идёшь)?” Он ответил: “Я хочу навестить своего брата в этом селении”. (Ангел) спросил: “Ты оказал ему какое-нибудь благодеяние (и теперь) стремишься извлечь из этого пользу?” Он ответил: “Нет, ничего, кроме того, что, поистине, я лишь полюбил его ради Аллаха, Могуч Он и Велик”. (Ангел) сказал: “Поистине, я послан к тебе Аллахом (,чтобы сказать), что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил его (этого человека) ради Него (Аллаха)!”» .

Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил от лица своего Господа, Велик Он и Могуч: “Моя любовь стала обязательной для любящих друг друга ради Меня, и стала обязательной Моя любовь для тех, которые дают друг другу полезные советы, и стала обязательной Моя любовь для тех, которые навещают друг друга ради Меня, и стала обязательной Моя любовь для тех, которые жертвуют друг для друга ради Меня! Они пребудут на минбарах из света, и их положению будут завидовать пророки и правдивые!”» .

Также, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«К тому, кто навестит больного или посетит своего брата ради Аллаха, обратится глашатай, (который скажет): “Да будешь ты доволен, и да будет благословенным твой путь, и да обретёшь ты жилище в Раю!”» .

7 – Нужно стараться, как можно быстро оказывать посильную необходимую помощь друзьям, оказавшимся в любом трудном положении, чтобы облегчить им их положение и отвести от них печали, постигшие их, даже если придется отдать им предпочтение перед собой.
Всевышний Аллах сказал:
«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются».
Коран: (59:9)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня Воскресения; тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а (грехи) того, кто покроет (грех) мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает помощь своему брату» .

8 – Следует придерживаться умеренности в любви к человеку и его похвале, в отношениях с ним, в дружбе и общении и, выстраивая дружеские отношения, следует придерживаться законов Шариата.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Люби своего любимого (друга) умеренно. Ведь может случиться, что завтра он станет вам ненавистен. И презирай вашего ненавистного (врага) умеренно. Ведь может случиться, что завтра он станет вашим любимым (другом)»

9 – По возможности, следует обмениваться подарками, делая приятное и себе, и друзьям, пользуясь любым удобным случаем, будь то по праздникам, знаменательным датам или просто так, без всякого повода, ведь подарки и приятные подношения укрепляют дружеские отношения, усиливают братскую любовь и удаляют из души неприязнь и вражду.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Дарите друг другу подарки, и вы полюбите друг друга» .

10 – При каждой новой встрече с друзьями следует здороваться с ними и обмениваться рукопожатиями, проявляя радость при встрече и разговаривая с ними приятной речью.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Когда двое мусульман встретятся и пожмут друг другу руки, то их прегрешения обязательно простятся им ещё до того, как они расстанутся друг с другом» .

А такжеПророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Ни в коем случае не пренебрегай (совершением) никаких благодеяний, даже тем, чтобы встречать своего брата с приветливым (веселым) лицом» .

11 – Следует избегать насмешек, зависти, ненависти и плохих мыслей в отношении своих друзей, и не стоит пренебрегать извинениями и оправданиями, принимая их от них, за те действия и слова, в которых не было злого умысла и преднамеренности.
Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками. О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный».
Коран: (49:11-12)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова, так не разузнавайте же, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, не испытывайте взаимной ненависти друг к другу, не отворачивайтесь друг от друга и будьте, о рабы Аллаха, братьями, какими Он вам и велел быть! Мусульманин – брат мусульманину, а потому он не притесняет его, не оставляет его без поддержки, не относится к нему с презрением. Благочестие (оно) здесь, благочестие (оно) здесь, (говоря это, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указал рукой себе на грудь). Достаточно человеку будет вреда (или зла), только от того, что он испытывает презрение по отношению к своему брату мусульманину. Для каждого мусульманина запретными являются кровь, честь и имущество (другого) мусульманина. Поистине, Аллах не смотрит ни на ваши тела, ни на ваше обличье, но смотрит Он на ваши сердца и на ваши дела!»

12 – Нельзя разглащать тайны друзей, в которые тебя посвятили, проявив доверие к тебе, какими бы ни были твои причины.

Имам Абу Хамид Аль-Гъазалий, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Дружи (будь спутником в жизни) только с теми людьми, кто хранит в тайне твои секреты, кто скрывает твои недостатки, кто бывает с тобой рядом в моменты бедствий, отдает предпочтение тебе, нежели своим желаниям, обнародуя твои хорошие стороны, держит в тайне твои плохие стороны. Если же ты не найдешь таких, то не дружи ни с кем, кроме себя».

13 – При возникающих разногласиях между друзьями следует прикладывать усилия, чтобы примирить их и сгладить конфликтные ситуации между ними, сведя их к минимуму. Также при возникновении конфликтов и ссор с друзьями следует проявлять мудрость и первым идти на встречу и примирение, проявляя доброту и милосердие к своим братьям по вере. Ведь мусульмане являются братьями, которые должны быть дружными и сплоченными, поддерживать друг друга и быть опорой в любых трудных ситуациях.
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы».
Коран: (49:10)

А также Всевышний сказал:
«Опусти свои крылья перед верующими (будь добр и милосерден к ним)». Коран: (15:88)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не разрешается мусульманину покидать брата своего на срок свыше трёх дней, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече; лучшим из них двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого» .

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Верующий человек по отношению к другому верующему подобен строению, каждая часть которого подкрепляет друг друга», и (сказав это, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха) переплёл между собой пальцы» .

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: