В Коране утверждены равенство и братство. Все люди созданы Аллахом и все образуют единую семью созданий Аллаха, в своих деяниях все они зависимы от Божественной воли. Все они имеют одного праотца – Адама.
«Вначале люди были общиной единой, но разошлись они. И если бы прежде не было произнесено Господом твоим слово, то были бы устранены разногласия их» (Коран, 10:19).
«О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13).
Тем самым, Коран конституирует наличие различных народов и общин и этим запрещает стремление к глобалистской унификации всех народов.
В Мединском Договоре названы различные племена мусульман, сказано, что все они разные, но по вере образуют одну умму. Наличие разных народов дано как благо – для взаимного познания и взаимообогащения национальных культур. Пророк (ﷺ) сказал:
«О люди! Разве не един ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть у араба преимущество перед не арабом? Разве есть преимущество у не араба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим, и наоборот? Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!».
Нет какого-либо «исключительного», «богоизбранного» народа. Все люди и все народы избраны Богом и могут первенствовать друг перед другом лишь в делах благочестия, т.е. в правах никто не имеет привилегий, а только лишь в своей добродетельной жизни и в талантах человек может первенствовать перед другими.
Мусульмане признают всех истинных пророков и посланников, существовавших до Мухаммада (ﷺ): «У каждой общины есть свой посланник. Когда посланник этот придет к ним {в день Воскресения}, то разрешатся их дела по справедливости, и не возникнет у них обид» (Коран, 10:47).
В настоящее время принадлежность к какой-либо нации или народности стала неизбежным атрибутом самосознания каждого человека в нашей стране, но теперь, с возрождением религиозности, у мусульман формируется также осознание их принадлежности к мусульманской умме в рамках той национальности, к которой они принадлежат, но и в рамках всего государства – России.
Миграционные процессы привели к тому, что мусульмане расселились на всем пространстве России от Калининграда на западе до Камчатки на востоке, от заполярных городов на севере до Дагестана. В России сегодня мусульман больше, чем во многих мусульманских странах. Мусульмане должны помнить, что любая точка этой страны является Отечеством для них, в этом заключается для российских мусульман источник патриотизма и любви к Родине.
Этот патриотизм имеет исторические корни. И в Отечественной войне 1812 года, и в крымских баталиях, и в годы Первой мировой войны, представители народов мусульманской традиции стояли бок о бок рядом с русскими и проливали свою кровь за Россию. Венцом этого соратничества стали годы Великой Отечественной войны (1941-45), когда все народы России встали на пути грозного врага – германского фашизма и защитили страну. Религиозным памятником этого общего подвига является комплекс храмов в Парке Победы в Москве, где в 1997 году была построена и Мемориальная мечеть.
Основными принципиально важными направлениями межрелигиозного сотрудничества в России являются:
- Духовная альтернатива культу потребления, гедонизма, масс-культуре, тенденциям подавления национально-культурной и религиозной самобытности народов.
- Сохранение этнокультурных и нравственных традиций, идеалов благородства, чести, достоинства человека.
- Борьба с социальными пороками и распространение позитивных моральных идеалов: крепкой семьи, уважения к старшим, уважение к честному профессиональному труду, к воинскому долгу. Воспитание патриотизма.
- Организация нравственно здорового досуга для семей, детей и молодежи.