«У каждого есть сторона, куда он обращается лицом. Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах. Где бы вы ни были, Аллах приведет всех вас вместе. Воистину, Аллах способен на всякую вещь». (Сура «Бакара», аят 148)
Люди в мире всегда стараются опережать друг друга. Иногда они состязаются в добре, а иногда в совершении зла. Соревнование в добрых делах не надо понимать только как расходование своих денег и своего имущества на благотворительность. Все, что хорошего делает человек для себя, членов своей семьи, окружающих его людей, для своего народа и своей страны, и даже для всего человечества, можно рассматривать, как состязание в добре. У этих соревнований есть несколько видов. Приведем примеры некоторых из них:
- Стремление опережать друг друга в крепости имана: иман должен укрепиться в сердце, и тогда человек почувствует его настоящий вкус.
- Состязание в поклонении: совершение всех видов поклонения вовремя, полностью и без пропусков, без торопливости, с искренностью, не для того, чтобы другие увидели.
- Соревнование в нравственности: стремление приобрести наилучшие нравственные качества и избавиться от дурного нрава.
- Соревнование в труде: нужно выполнять свою работу вовремя и в лучшем виде, демонстрируя свою профессиональность.
- Стремление опередить других в служении людям: надо ценить людей, исходя из того, что человек является лучшим творением Аллаха. Воспринимать человека как благодетеля и оказывать ему должное уважение, независимо от его расовой принадлежности, пола, богатства или бедности, социального статуса и внешнего вида. Протягивать руку помощи к обездоленным, сиротам, одиноким, к тем, кто не может найти денег на лекарства или места, где мог бы переночевать.
- Соперничество в служении Родине: содействие ее процветанию и сохранению ее безопасности и независимости. Надо прилагать свои силы и способности, чтобы наша Родина занимала достойное место среди других государств, и чтобы народ мог воспользоваться ее природными богатствами.
- Состязание в получении образования: надо использовать все современные и самые передовые методы и возможности, чтобы наши дети получали лучшее образование, и будущее поколение обладало такими же глубокими познаниями, как великие ученые Ислама: Бируни, Ибн Сина, Газали, Фараби, Ибн Рушд и другие.
Это перечисление можно было бы продолжить. Как было сказано в начале, будет ошибочным предполагать, что в этом аяте речь идет лишь о благотворительности, уплате закята, раздаче садака, и ограничивать соревнование в добрых делах только этими рамками. По поводу этого аята необходимо добавить следующее: мусульманин не будет заниматься лишними и ненужными делами и дискуссиями, а будет делать то, что нужно. И при этом будет обращать внимание не только на внешнюю форму, но и на внутреннее содержание, на духовную сторону совершаемых дел.
Islam-Today