«Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете». (Сура «Нур», аят 19)
Те, кто желают распространения в обществе бесстыдства, безнравственности, мерзости, проявляют крайнее неуважение к людям. Приведенный выше аят весьма ясно свидетельствует об этом.
Наша религия предлагает и даже повелевает не подвергать гласности чужую вину, грехи или недостатки. Также осуждается с демонстративным безразличием раскрывать перед посторонними свои и чужие грехи. Наш Пророк (с.а.в.) предупреждал: «Все из моей уммы прощены, кроме тех, кто раскрывает совершенные ими грехи. Если один человек, совершив что-то плохое ночью, утром встает и говорит: “Эй, друг! Я ночью сделал то-то и то-то”, такой поступок является явным грехом. Ведь он провел ночь в состоянии, когда Господь покрывал его грехи. Однако он встречает утро, открыв покрытое Аллахом» (Бухари, “Книга приличий”, 60).
Совершение греха или ошибки приводит человека в нежелательное для него состояние, когда все думают о нем плохо и считают его грешником. В таком положении выставлять на всеобщее обозрение совершенные в скрытом месте грехи, о которых никто не знал, кроме Аллаха, не только не одобряется религией, но даже сообщается, что поступающие таким образом останутся вне прощения Аллаха. Такие тяжкие духовные последствия предусмотрены с целью исключить распространение в обществе греховности и восприятие греха, как нормального поведения. Исламские блюстители нравственности настойчиво подчеркивали более тяжкий характер греховных поступков, совершенных открыто, по сравнению со скрытым грехом.
Они говорили о необходимости сокрытия от людей человеческих недостатков. Согласно морали ислама, не принесет пользу человеку избегание плохих поступков лишь из опасения быть обвиненным и понести наказание. Тем более, что ни одна вина не скроется от Аллаха. Об этом повествуется в следующем аяте: «Скажи: «Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете, Аллах все равно знает об этом. Он знает о том, что на небесах и на земле. Аллах способен на всякую вещь» (Али Имран, 3:29).
Поскольку ни один грех не может остаться неведомым Аллаху, человек прежде всего должен стыдиться Всевышнего Господа и по мере возможности исправлять свои недостатки. Те, кто рассказывают другим о своих грехах, ни во что не ставят Аллаха, Его Посланника и верующих. Они считают свои грехи за благодеяние, свою пошлость за достоинство. Со временем у них совсем пропадает всякое чувство стыда. А ведь сохранение греха в тайне дало бы возможность избежать унижения и в дальнейшем исправить свое поведение.
В нашей религии осуждается не только желание распространять в обществе информацию о фактах проявления бесстыдства, но и поиск чужой вины и недостатков, раскрытие тайн частной жизни других людей. Выявление чужого греха и позора и выставление их напоказ не приведут ни к чему, кроме усиления ненависти и враждебности между людьми и дальнейшего распространения дурного.
Когда выходят наружу скрытые недостатки человека, и все узнают о них, это приводит к потере им чувства стыда, к ослаблению социального контроля и к быстрому распространению безнравственности. Наш Пророк и его сахабы никогда не занимались выявлением чужих грехов и резко осуждали это. Нельзя забывать предупреждение нашего Пророка: «Тот, кто обвинит своего брата по вере в каком-либо грехе, не умрет, пока сам не совершит этот грех» (Тирмизи, “Киямат”, 53).
У каждого могут быть грехи и недостатки. Открытое предъявление обществу совершенных грехов, представление их как нормальных поступков, приводят к ослаблению религиозного сознания людей, становятся препятствием их отрицательному реагированию на грехи. Поэтому в обществе надо чаще говорить о хороших, достойных людях, о прекрасном, о благих делах, чтобы и остальные устремились к такой деятельности. Надо избегать пустых и бесполезных разговоров и действий, которые ослабляют восприимчивость людей, облегчают совершение грехов и мерзости.
Islam-Today