Самым тяжелым и мучительным для нафса является сказать «Да», в ответ на правдивое и истинное слово. Аль-Хикамуль-Атаиййа сказал: «Из двух дел выбирай то, что тяжело для нафса. Так как правильным является то, что тяжело для нафса». Сообщается, что в одном из хадисов говорится: «Самым хорошим делом является то, которое тяжелее всего для нафса».
Кады Ийад сказал: «Покорись истине, следуй за истиной, и принимай истину, кто бы ее ни сказал».
Ибн Ата сказал: «Скромность – это принятие истины вне зависимости от того, кто ее сказал».
Выполнение сложных дел тяжело для нафса и ослабляет его. Именно для того, что ослабить и сломать нафс, нам и было предписано совершение поклонения. Так как нафс является врагом, как человека, так и Аллаха. Чем меньше человек потакает своему нафсу в каком-либо деле, тем больше пользы будет от этого дела. То есть человек быстрее обретет довольство Аллаха Всевышнего.
В Коране сообщается о том, что желания нафса способны сбить человека с пути Аллаха. Так как нафс постоянно повелевает неповиновение и непокорность Аллаху Всевышнему. Следование нафсу в каждом деле, означает полонение ему. Следование нафсу может привести человека к неверию, ереси и совершению запретного. Абу Бакр Тамистани сказал: «Избавление от следования нафсу, является самым большим благом в этой жизни. Так как нафс это самое большая завеса между рабом и Аллахом Всевышним». Сахль Ибн Абдуллах ат-Тустари сказал: «Самым ценным поклонением является неповиновение нафсу».
В конце одного длинного хадиса, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Три вещи губят человека, это: скупость, следование за своим нафсом и самодовольство».
Следовать своему нафсу, не раскаиваться и не просить прощения, но при этом надеяться попасть в Рай - что может большей глупостью? Так как в одном из хадисов говорится: «Признаком обладания умом, является контролирование своего нафса и подготовка того, что понадобится после смерти. А признаком глупости является следование за желаниями нафса и ожидание при этом прощения и милости от Аллаха».
Человек, следующий за свои нафсом, так или иначе, будет постоянно выходить за рамки Ислама. Поскольку животные лишены разума и нафса, то они живут инстинктами, удовлетворяя свои желания, когда они возникают, и при этом они избегают всего, что может причинить им вред или несет для них опасность. Религия Ислам не запрещает того, что необходимо для комфортной и спокойной жизни, и то, что приносит пользу. Повелевая при приобретении этих благ и их использовании, следовать требованиям религии и разума.
Ислам хочет, чтобы человек жил в мире и спокойствии, как в этой жизни, так и в ахирате. И для этого Ислам повелевает человеку следовать за разумом, запрещая следовать за нафсом. Если бы не был создан разум, то человек постоянно следовал бы за своим нафсом, и это привело бы его к гибели. Если бы не существовало нафса, то человек столь целеустремлен в приобретении того, что ему нужно для жизни, и был бы лишен вознаграждения за борьбу с нафсом. И для человек был бы лишен возможности стать выше ангелов. В одном из хадисов говорится: «Если бы животные знали об ахирате то, что знаете вы, то вы бы не нашли себе мяса для пропитания».
То есть из страха перед наказанием в ахирате, животные перестали бы, есть и пить. Превратившись в кости и кожу. Если бы у человека не было нафса, то он страха не смог бы ни есть, ни пить, и соответственно жить. Нафс подобен ножу с обоюдоострым лезвием и ядовитому лекарству. Тот, кто использует это лекарство в соответствии с рекомендациями врача, обретет выздоровление, а кто станет злоупотреблять им, тот погибнет. Ислам повелевает нам не уничтожать нафс, а воспитывать его и пользоваться им.
Islam-Today