Ниспослание Священного Корана было завершено незадолго до смерти посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), поэтому при его жизни Коран не был собран в одну книгу.
Основной причиной собирания Корана в одну книгу стала гибель многих Коран-хафизов из числа сахабов в битве при Йамаме.
Передается от Зейда ибн Сабита (радыйаллаху анху), который рассказывал:
«После битвы при Йамаме, Абу Бакр (радыйаллаху анху) позвал меня к себе. Когда я пришел к нему, там уже находился Умар ибн Хаттаб (радыйаллаху анху). Абу Бакр сказал мне: «В день битвы при Йамаме многие из хафизов пали, поэтому я боюсь, что Коран может быть утерян, если оставшиеся хафизы падут в других битвах. Ты молодой и умный человек. Ты ничем не запятнал своего имени, и ты был писарем посланника Аллаха. Собери Коран в одну книгу» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад).
Затем Зейд ибн Сабит (радыйаллаху анху) сказал: «Если бы на меня взвалили целую гору, то это было бы легче для меня, чем собрать Коран. Я сказал Абу Бакру и Умару: «Как вы можете делать то, чего не делал посланник Аллаха?». В ответ Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, это благое дело!».
После этого Аллах открыл мое сердце так же, как Он открыл сердца Абу Бакра и Умара, я почувствовал легкость и принял их предложение. Я собрал все пальмовые листья, плоские камни, глинные дощечки и куски кожи, на которых были записаны аяты Корана, а также изучил все аяты, которые знали наизусть хафизы» (Бухари, Сахих).
Как следует из этого сообщения, объединение всех фрагментов священного Корана в одну книгу было осуществлено во времена Абу Бакра (радыйаллаху анху). Абу Бакр возложил эту обязанность на Зейда ибн Сабита (радыйаллаху анху). По сути, в этом деле у Зейда было две обязанности: изучить все аяты, которые были записаны в присутствии посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), и собрать их в одну книгу. Эти нелегкие обязанности были возложены на Зейда, так как он при жизни посланника Аллаха был его писарем, записывавшим откровения; был Коран-хафизом и присутствовал при последнем хатиме Корана, прочитанном посланником Аллаха.
Несмотря на то, Зейд ибн Сабит (радыйаллаху анху) сам был очень сильным Коран-хафизом, он не ограничился только лишь свидетельством хафизов, но и требовал, чтобы факт записи каждого аята был подтвержден двумя свидетелями, лично присутствовавшими при его записи.
Мусхаф Корана собранный во времена правления Абу Бакра (радыйаллаху анху) получил название Мусхаф-Имам. Затем, по предложению Абдуллаха ибн Масуда (радыйаллаху анху), этот мусхаф был тщательно изучен сахабами. В итоге абсолютно все сахабы единогласно признали правильность и достоверность этого мусхафа. Таким образом, Коран был собран в единую книгу, не подвергшись ни малейшему изменению или искажению.
Islam-Today