«Они отвечают на призыв своего Господа, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «Шура», аят 38)
Всевышний Аллах создал человека социальным существом, и поэтому для продолжения жизни мы нуждаемся друг в друге. Такая необходимость принуждает людей к совместному проживанию. Как говорится, быть единственным – это свойство Аллаха. К тому же, наш Господь предупредил нас о том, чтобы во время совместной жизни во всех делах по обеспечению наших потребностей мы советовались между собой. Люди могут горы свернуть, когда действуют сообща, а если ни с кем не советоваться, то можно провалить и самое простое дело.
Как можно понять из приведенного коранического аята, совет в делах (истишаре) в то же время означает и социальную взаимопомощь. Ведь если рассматривать данный аят совместно с предшествующими и последующими аятами, то мы увидим, что в них перечислены лучшие качества верующих. Именно для тех, которые обладают этими прекрасными качествами, в том числе умением советоваться в делах, предназначены вечные воздаяния у Аллаха. Но ведь в этом перечне качеств совет в делах дается в одной связке с расходованием средств на пожертвования на пути Аллаха (инфак).
А в следующем аяте говорится, что если их постигнет обида, то они ищут помощи друг у друга. Здесь упоминается еще об одной обязанности истинно верующих – оказание помощи друг другу в трудных ситуациях. Это свидетельствует о том, что совет (шура) заключается не только в обмене мыслями и консультациях, а в общем решении возникающих проблем, оказании взаимной поддержки в делах.
Однажды Абу Хурайра (да будет им доволен Аллах) с казал: «Я не видел человека кроме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который столько советовался с другими». Будучи Пророком Всевышнего Творца, где любое Его слово могло Он (мир ему и благословение Аллаха) он никогда не игнорировал возможность узнать мнение других относительно того или иного вопроса, и более того, Благословенный Посланник (мир ему и благословение Аллаха) придавал этому особое значение. Причем желательным является обращение к компетентным и сведущим в этом вопросе людям.
А с другой стороны, в 159-м аяте суры «Ал-и Имран», в обращенных лично к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) словах содержится повеление руководителю советоваться с теми, кто находится у него в подчинении: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих». Этот аят дополняет наше понимание «истишаре» как необходимого качества любого руководителя. Здесь сказано, что нельзя быть грубым и жестокосердым по отношению к тем, кто находится в зависимом от тебя положении, нельзя считать, что ты сам себе голова, а нужно ценить их мнение, быть мягким по отношению к ним.
Лишь поступая подобным образом, лишь используя умение советоваться в делах (истишаре), можно обеспечить социальное единство и взаимопомощь. Также в этом кораническом аяте содержится требование воспринимать эту способность советоваться с другими, как дар от Аллаха, обладающего милосердием. Следовательно, уповать на милость Аллаха можно лишь в том случае, если принимая решение совершить какое-либо дело, ты воспользовался своим умением советоваться с другими.
Это значит, что термин «истишаре» можно понимать двояким образом. Во-первых, как требование принимать решения не в одиночку, а придавая значение мнению других людей, при этом проявлять по отношению к ним мягкость и кротость. Во-вторых, несмотря на важное значение обмена мнениями в делах, не ограничиваться лишь консультациями, а в решении проблем по возможности на деле оказывать друг другу материальную и моральную помощь и поддержку.
В связи с этим, даже если мы не занимаем какую-то должность, а чувствуем себя свободным членом общества, все же с точки зрения сохранения общественного мира и спокойствия будет неправильным принимать решения абсолютно самостоятельно, независимо от мнения других людей. Нам нужно помнить, что каждое совершаемое нами действие, каждый наш шаг будут оказывать воздействие на членов нашей семьи, наших соседей и других членов общества. Осознание такой ответственности – это важный фактор на пути к формированию нашей человеческой морали и социальной сущности. Поэтому «истишаре» имеет гораздо более широкое значение, чем просто требование советоваться со специалистами и знающими людьми перед тем, как совершить какое-либо дело.
Islam-Today