«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют» (сура «Аграф», аят 204)
Благородный Коран ниспослан человечеству Аллахом в качестве благовестника, предостерегающего, мудрого советника, проводника и увещевателя. Эта книга – адресованное человеческой душе божественное послание и чудо, которому нет равных. В приведенном в начале нашей темы аяте речь идет о том, что Коран представляет собой огромную ценность для нас, людей, к которым он обращается, и что поэтому мы должны внимательно слушать его.
Когда к благословенному Пророку (ﷺ) приходили коранические аяты, он читал их людям около Каабы громким голосом, и все его слушали – уверовавшие и неверующие. Каждый, кто слышал Коран, понимал совершенство его слов и его смысла, удивлялся изяществу его выражений, постигал его значение, воспринимал разумом его бесподобность, правдивость и стройность.
Поэтому предводители Мекканских мушриков, испугавшись потерять свое положение в обществе, предприняли меры для того, чтобы находящиеся у них в подчинении люди не могли слушать коранические аяты. В итоге неверующие сказали народу: «Не слушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор, опровергайте его любым способом или шумите во время его чтения. Быть может, вы одержите верх» (сура «Фуссилат», 41:26).
Чтобы заглушить голос Пророка (ﷺ), читающего аяты Корана, и чтобы люди не могли понять смысл этих аятов, многобожники начинали громко декламировать стихи, или хлопали в ладоши, или кричали бессвязные слова. Таким своим поведением мушрики демонстрировали враждебность и неуважение к Аллаху, Его книге и к Пророку (ﷺ).
А в приведенном в качестве темы аяте говорится о том, что мусульманам необходимо внимательно слушать чтение Корана, чтобы показать свое уважение и преданность к нему и в результате заслужить божественную милость. Поэтому при чтении Корана мусульманин не должен оставаться равнодушным к нему, а должен внимательно вслушиваться, показывать свое уважение и интерес к нему. Ведь Коран – это прежде всего слово Аллаха, речь в нем ведется от лица Господа. По этой причине, намеренно не слушать чтение Корана во время обрядов поклонения ‒ значит не прислушиваться к речи Аллаха, поступать неприлично по отношению к Аллаху.
Аяты Корана следует слушать с большим вниманием еще и для того, чтобы постичь их смысл и в итоге удостоиться его милости и благодати. Фраза из аята «слушайте его и храните молчание» подразумевает не только необходимость слушать ушами и не заниматься другими делами, но в переносном значении указывает на то, что Корана нужно слушаться, то есть исполнять его повеления и запреты, о чем говорили муфассиры.
Мусульманин должен внимательно слушать Коран и постараться его понять. Так он заслужит воздаяние за приличествующее перед Аллахом и Его словом поведение. Коран нужно слушать духовными ушами, а затем размышлять над услышанным и подтверждать умом и сердцем. Благодаря этому, просветляется сердце и разум человека, укрепляется его иман, он начинает исправлять свои ошибки, становится более добродетельным.
Этими и другими подобными достижениями мусульманин добьется милости и милосердия Аллаха, о которых упомянуто в конце аята. Аллах проявит свое милосердие к тем, кто молча слушает чтение Корана и оказывает уважение откровению. Ведь молчание помогает хорошо слушать, а если внимательно слушать, то это способствует лучшему пониманию, что в свою очередь приводит к укреплению имана и к добрым делам, а они становятся причиной достижения божественной милости и благ.
Мы, мусульмане, должны формировать свой жизненный путь с пониманием того, что Коран является посланием нашего Господа, читая и слушая его так, чтобы это оказало глубокое воздействие на нашу личность. Если мы будем молча слушать, когда читается Коран, будем понимать его так, как этого пожелал Аллах и разъяснил Его посланник, станем неукоснительно следовать Корану в своей жизни, тогда наш Господь широко откроет для нас двери Своей милости и щедро одарит нас благами.
Islam-Today