Злость — естественное чувство, которое может привести вред не только тому, в чей адрес оно направлено, но и тому, кто его испытывает. Мы несовершенны и нам свойственно впадать в крайности и временами терять самообладание, но тот, кто не стремится к контролированию проявления своих негативных чувств, далек от довольства Аллаха.
Злость способна отдалить людей друг от друга, сломать даже самые крепкие отношения и нанести вред душевному спокойствию человека. Порой мы сами не понимаем, как впадаем в злость, ведем себя некорректно и можем причинять боль даже самым близким людям. Как будто наши чувства сильнее нас самих. Неконтролируемая злость — одно из оружий шайтана, которым он сбивает людей с пути истины и лишает их довольства их Творца.
То, как мы реагируем на окружающие нас события и поведения людей является одним из испытаний этого мира. Злость и гнев приводят к горю и печали в обоих мирах, и что страшнее всего — отдаляют от Аллаха, ведь в сердце, заполненным горечью обид и злостью, нет места милосердию и любви Аллаху.
Сохранение терпения, самообладания и милосердия — это то, к чему призывает нас наша вера. Всевышний Аллах говорит: "Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы кормите только тех, кто кормит вас, и почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почет? Ни одному из вас не дано преимущество над другим. Поистине, уверовавшие, - это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло; это те, кто сохраняют родственные связи даже с теми, кто разорвал их; это те, кто прощает даже тех, кто лишил их и отказал им; это те, которые доверяют даже тому, кто их предал; это те, которые разговаривают даже с теми, кто прекратил с ними общение и оказывают уважение даже тому, кто их унизил".
Злость возникает в человеке, потом переходит в его слова и поступки. Чувствовать злость естественно для человека, но он всячески должен подавлять в себе это чувство и не позволять ему обладать им, его речами, поступками и причинить другим вред.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева» (аль-Бухари и Муслим).
При возникновении любой непонятной ситуации верующий может обратиться к образцу лучшей жизни на земле — жизни пророка Мухаммада. Человек должен совершенствоваться и работать над собой и при возникновении в душе злости следовать сунне пророка Мухаммада (мир ему):
Во-первых, нужно сохранять спокойствие и проявит терпение. Тот, кто разгневан, может наговорить много слов, о которых впоследствии пожалеет. Молчание — лучшее средство от злости. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Если гневаешься, то молчи».
Во-вторых, в любой ситуации верующий должен обратиться к Аллаху и стремится к Его защите от шайтана. Аллах сказал:
«А если шайтан станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий» (Коран, 7: 200).
Сулейман ибн Сурад (да будет им доволен Аллах) сказал:
«Я сидел вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), когда два человека рядом стали ругаться друг с другом. При этом у одного из них покраснело лицо и вздулись вены. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Я знаю слова, сказав которые, он отвёл бы от себя то, что сейчас испытывает. Если бы он сказал: «Обращаюсь к Аллаху за защитой от шайтана», — его бы покинуло то, что он сейчас испытывает».
В-третьих, для того, чтобы человек смог остудить пыл, поразмыслить и смириться, он должен поменять позу. Если во время гнева человек стоит, то ему следует сесть, а если сидит, то надо принять лежачее положение. Пророк (мир ему) сказал:
«Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдёт, то пусть ляжет».
Также если человека охватывает гнев, то одним из методов его подавления является тахарат. В одном из хадисов сказано:
«Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение (тахарат)».
islam-today