«Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи. Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придет в День воскресения с тем, что он присвоил. Затем каждая душа сполна получит то, что она заработала, и с ними не поступят несправедливо» (сура «Али Имран», аят 161)
Наш общественный долг состоит и в том, чтобы сохранить имущество, принадлежащее всему обществу, не присваивать себе незаконным путем государственную собственность, не быть безучастными зрителями, спокойно наблюдающими, как разворовывается народное достояние. Принадлежащая всему обществу собственность является аманатом, переданным лишь на временное пользование и хранение каждому члену общества, включая и руководителей. Каждый человек напрямую или опосредованно несет ответственность за сохранность этого достояния и использование его надлежащим образом.
Приведенный выше коранический аят предупреждает нас по этому поводу, что незаконное присвоение себе общественной собственности не останется безнаказанным.
Наш Пророк (ﷺ) проявлял большую требовательность в вопросе об обеспечении сохранности принадлежащей народу и государству собственности. Он требовал, чтобы руководители не брали из государственного имущества ничего, кроме самого необходимого. («Муснад», 4/229). Он и сам был образцом поведения для своей уммы по данному вопросу, как впрочем и по всем другим вопросам. Во многих своих хадисах он сообщал о том, что человек, присвоивший себе общую собственность в день киямата предстанет перед Всевышним Аллахом, неся на себе все это имущество.
Согласно одному хадису, переданному со слов Абу Хумайда ас-Саиди (р.а.), человеку по имени Ибн аль-Лютбийа из племени Азд Расулюллах (ﷺ) поручил собирать закят. Когда этот человек, придя позднее к благословенному Пророку, заявил: «Вот это принадлежит вам, а вот эти вещи были подарены мне», Расуль-Акрам вышел к народу и сказал: «Что же случилось с этим чиновником, которого я отправил собирать закят? Он заявляет, что вот это наше, а вот это было дано ему в качестве подарка. Обратите внимание: если бы этот человек сидел дома, дали бы ему подарки? Клянусь Аллахом, который держит Мухаммада в руках своего могущества, кто из вас возьмет из этого (государственного имущества), тот обязательно придет в День воскресения, неся его на своей шее…»(Бухари, «Закят», 67; Муслим, «Имаре», 26).
А в другом хадисе сказано: «Если тот, кого мы назначили сборщиком добра, скроет от нас одну иголку или что-то меньше нее, это будет предательством, и он принесет эту вещь в День киямата… Кого из вас мы назначим на имущественную должность, тот пусть принесет добро и в малом, и в большом количестве…» (Муслим, «Имаре», 30).
Кража или присвоение общественной собственности – это такой большой грех, что Пророк (ﷺ) даже не принимал участия в джаназа-намазе таких людей. Зайд ибн Халид (р.а.) рассказывает: «Во время Хайбарского сражения был убит один из сахабов. Об этом сообщили досточтимому Пророку. Он велел: «Прочитайте намаз за упокой души вашего товарища!» Услышав эти слова, народ изменился в лице, словно на них повеяло холодом. Вслед за этим, Пророк (ﷺ)дал такое пояснение сказанному: «В ходе борьбы во имя Аллаха ваш товарищ украл кое-что из трофеев!» После этого мы обыскали вещи покойного и обнаружили, что он украл одно из принадлежавших иудеям стеклянных бус, которые не стоили и двух дирхемов». (Абу Дауд, «Книга джихада», 14).
Ради личных интересов пренебрегать общественными интересами, злоупотреблять своим служебным положением, давать и брать взятки, играть на черной бирже, присваивать себе общественное достояние, скрываться от налогов, не платить за использование электричества и воды, ‒ каждая из подобных отрицательных явлений может считаться предательством интересов общества и ни в коем случае не должно допускаться.
Каждый мусульманин должен защищать общественные интересы и народное достояние, не допускать их присвоения незаконным путем. Нельзя забывать, что наказание за это в ахирате будет очень тяжелым. Ведь общественная собственность принадлежит всему народу. Тот, кто совершает преступление против общественного достояния, совершает преступление против каждого из членов этого общества.
С другой стороны, тяжелая ответственность за расхищение общественной собственности ложится не только на тех, кто это совершает, но и тех, кто защищает подобных людей или закрывает на это глаза. Не случайно наш Пророк (с.а.в.) предупреждал нас об этом, говоря: «Кто скрывает расхитителей, тот из них» (Абу Дауд, «Книга джихада», 135).
islam-today