1. Место, где строилась мечеть, было выбрано верблюдом, а ее место принадлежало двум сиротам.
Когда Пророк Мухаммад (ﷺ) переселился в Медину (совершил хиджру), каждый ее житель хотел, чтобы Посланник Аллаха остановился именно у него. Однако Пророк (ﷺ) сказал: «Пропустите мою верблюдицу, ибо она идёт по божественному велению».
Через какое-то время верблюд опустился на землю в том месте, где находилось стойло, принадлежащее двум сиротам. Именно в этом месте позднее будет построена мечеть, но поскольку у самого места были владельцы, Пророк (ﷺ) захотел купить его. Двое мальчиков, владевших этой землей, отказались: «Нет, мы подарим его тебе, Посланник Аллаха!»
Однако Пророк (ﷺ) не принял такой дар и заплатил им десять динаров. (аль-Бухари № 3906).
2. В основе этой мечети лежит богобоязненность.
О том, что мечеть Пророка воздвигнута на фундаменте богобоязненности, сказал Всевышний Аллах в Коране: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней (сура 9, «Покаяние», аят 108).
Абу Саляма ибн Абдуррахман сказал: «Однажды возле меня прошел Абдуррахман ибн Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), и я спросил его: «Что ты слышал от своего отца о мечети, которая основана на богобоязненности?» Он ответил: «Мой отец рассказал: «Я зашел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из домов его жен, и спросил: «О Посланник Аллаха, какая из двух мечетей была основана на богобоязненности?» Тогда Пророк взял в руку мелкие камни, с силой бросил их на землю и сказал: «Ею является вот эта ваша мечеть, мечеть Медины!» Тогда Абу Саляма сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как твой отец рассказал эту (историю) именно таким образом» («Сахих Муслим», № 1398).
3. Молитва в Пророческой мечети подобна 1000 молитв в других мечетях.
Награда за совершение молитвы в этой великой мечети увеличивается во много раз. Ни одна мечеть не имеет такого достоинства, за исключением Заповедной мечети в Мекке, которая превосходит ее в сто раз. Как приводит в своем сборнике имам Муслим, Посланник Аллаха (ﷺ)сказал:
«Молитва в мечети Пророка лучше, чем тысяча молитв, совершенных в других мечетях, кроме мечети Каабы» («Сахих аль-Бухари, № 1190, «Сахих Муслим», № 1394).
4. Один из худших грешников тот, кто произнес ложную клятву у минбара в Пророческой мечети.
Человек, который даст ложную клятву возле минбара в этой мечети, берет на себя великий грех и заслуживает сурового наказания. Об этом сообщается в достоверном хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Любой раб или рабыня, ложно поклявшиеся возле этого минбара, хотя бы о свежем сиваке, пусть приготовятся занять своѐ место в Аду» («Муснад Имама Ахмада», 2/329, №518).
5. Мечеть Пророка – первое сооружение на Аравийском полуострове, где появилось электричество.
Во времена османского правления, в 1910 году в мечети Пророка было проведено электричество. Именно она стала первым сооружением на Аравийском полуострове, где появился электрический свет, и лишь через десять лет после этого осветилась Заповедная мечеть в Мекке. (Источник: «Тарих аль-масджид аль-харам», Хусейн Басаляма)
6. В мечети находится одно из самых лучших мест на Земле.
В середине мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) расположено одно из самых лучших мест на свете – Рияд ал-Джанна (араб. «сады Рая»). Это самое почетное место в мечети пророка Мухаммада (ﷺ), которое окружают с востока комната жены Мухаммада (ﷺ) Айши (р.а.), с запада минбар пророка Мухаммада (ﷺ), с юга стена мечети с михрабом и с севера переход для движения от края дома Айши (р.а.). Считается, что это место в будущей жизни станет одним из мест в Раю. Это слово переводится как «райский сад».
О нём сообщается в достоверном хадисе:
«Между моей могилой и минбаром расположена Рауда – один из райских садов» (этот хадис передали аль-Бухари, № 1196, и Муслим, № 1391).
7. За всю историю Ислама мечеть расширялась девять раз.
Первое расширение произошло ещё при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), после сражения при Хайбаре. Когда увеличилось число мусульман в Медине, а молящиеся уже не помещались в ней, Пророк решил увеличить ее территорию. Она стала больше на 20 метров в ширину и 15 в длину.
В эпоху аббасидов мечеть была разрушена пожаром, обрушились некоторые потолки, огонь охватил все помещения. Уже через год началось восстановление. Позднее случился второй пожар, который тоже нанес мечети колоссальный ущерб. Реконструировал мечеть султан Кайтбей.
В нынешнее время площадь мечети вместе с территорией вокруг неё, предназначенной для молитв занимает площади почти 56-ти футбольных полей! А совсем недавно началось десятое по счету расширение мечети Пророка. Этот проект должен принести существенное увеличение территории мечети.
8. Купол над мечетью был воздвигнут лишь в тринадцатом веке.
Купол над Пророческой мечетью был построен лишь в тринадцатом веке правителем по имени Калаун аль-Мансур. Сперва купол имел четырехугольную форму снизу и восьмиугольную сверху, был изготовлен из дерева и обтянут плотной тканью. Однако многие мусульмане выразили свое несогласие с таким поступком, поскольку в Исламе он является новшеством, чуждым для религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто бы ни внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое не относится к нему, оно будет отвергнуто». (аль-Бухари и Муслим).
9. Пророк (ﷺ), а также Абу Бакр и Умар не захоронены в мечети.
Как сказано выше, три человека (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аишы, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. Действительно, после того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью.
Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка (ﷺ) находится внутри мечети. Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.
10. Первым минбаром мечети был пальмовый пень.
После того как была выстроена мечеть, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал проводить в ней проповеди (хутбы). В первое время функцию минбара выполнял пальмовый пень, на который Пророк поднимался во время проповедей. Об этом сообщается в хадисе, который приводит имам аль-Бухари: Джабир ибн Абдуллах сказал:
«Раньше мечеть опиралась на пальмовые опоры, и когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбы, он вставал на один из ее пней. Затем ему сделали большой минбар. Однажды он поднялся на него, и мы услышали голос, похожий на голос жеребой верблюдицы. Он продолжался, пока Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не подошѐл к пальмовому пню и не положил руку на него, и лишь тогда он затих».
Islam-Today