«Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь. Если бы Мы пожелали устроить Себе развлечение, то устроили бы его из того, что есть у Нас» (Сура «Анбия», аяты 16-17)
В этих коранических аятах наш великий Господь обращает наше внимание на ту истину, что Вселенная, обладающая грандиозным строением, структурой, программой и системой, сотворена не ради развлечения, то есть ее создание имеет определенную цель и смысл. Сотворение человека и всего сущего в мире само по себе представляет чудо. Думать, что это чудо произошло беспричинно, без мудрости, просто так, значит заниматься абсурдом.
Неспособность видеть все это царящее во Вселенной великолепие и всю мудрость сотворения мира есть результат погружения во тьму отрицания и безверия, лишенности человека внутреннего духовного взора. О жалком состоянии подобных людей в аяте сказано:
«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!»(Сура «Сад», 38:27).
Человек верующий – это в то же время человек, размышляющий о сотворении Мироздания, о происходящих в природе процессах, об их причинах и результатах.Коран обращается к обладателям разума и духовного взора, призывает их глубоко задуматься об аятах-знамениях Аллаха и получить назидание. Когда с помощью разума и наших способностей, которыми нас одарил наш Господь, мы что-то создаем, то гордимся творениями своих рук и предлагаем их другим людям, чтобы они тоже их оценили. Если мы получаем от них положительную реакцию, то бываем этим очень довольны и счастливы.
А вот критика сделанного нами, нахождение недостатков в наших произведениях, вовсе нам не нравится. Чем же, кроме перехода всяких границ, является поиск несовершенства и недостатков в небесах, на земле и всем, что на них существует, сотворенных нашим Господом, как проявление таких Его сыйфатов, как знание, могущество, воля, способность творить?
Если мы посмотрим на самих себя и на окружающий нас мир взором мудрости, сняв очки привычного, тогда сможем увидеть, что каждое существо имеет совершенный план сотворения и выполняет свою определенную задачу. К примеру, мы наблюдаем восход и заход солнца, морские волны, несущие миллионы тонн воды, полет птиц, свет луны и звезд, ставших украшением небес, появление весной зеленых листочков на деревьях и многоцветье растений и тысячи подобных чудесных явлений. Разве можно удержаться от земных поклонов перед нашим Господом, восхищаясь всем этим великолепием и осознавая свое бессилие перед его Создателем?
Над нами небесный свод, словно чудесным образом украшенная чаша, полная множества тайн. Под нами земля, как мягко застеленная колыбель, наполненная всеми нужными для нас благами. Все это создано не для развлечения, как это утверждают неверующие, считающие лишь забавой все предупреждения и назидания своего Господа. Совершенно наоборот, все это ‒ проявления воли и могущества Аллаха.
Как сотворение не является игрой и забавой, так и сотворенные существа ни в коем случае не являются игрушками. Соответствующие аяты сообщают о том, что в отличие от мнения идолопоклонников, уподобляющих Аллаха человеку, Он свободен от любых человеческих чувственных и душевных потребностей, наподобие нужды в игре и забавах. Развлечения не к лицу достоинству Аллаха, потому что Он далек от этого. Аллах не нуждается ни в чем, а все нуждается в Нем.
Вселенная сотворена обладателем безграничных знаний и мудрости Аллахом вовсе не случайно, не от нечего делать, а на основании определенной цели. Даже в самой мельчайшей вещи в мире нет места случайности. Начиная с дуновения ветра, движения облаков, прихода дождей и появления растений, и заканчивая движением Солнца, Земли и Луны по своим орбитам, чередованием ночи и дня, круговоротом воды, строением атома, разнообразием видов животных и растений, ‒ все это действует в рамках изумительной программы. Во всем этом присутствует непостижимая человеческим разумом совершенная гармония.
Говоря коротко, данный аят и другие подобные аяты направляют наше внимание на наличие мудрого плана при сотворении мира и всего сущего, а также на то, что люди должны стремиться раскрыть эту мудрость.
Islam-Today