Во время меджлисов, посвященных чтению Корана, принято раздавать участникам торжества саадака-милостыню. Однако не каждый человек, сидящий за столом, является нуждающимся. С другой стороны, если не подать, то станет как-то неловко. Как достойно выйти из этого щекотливого положения?
Ответ:
Прежде всего необходимо уяснить, что когда садака подается искренне и с добрыми намерениями, то можно достичь довольствия Аллаха Та’аля. Таким образом, человек пожертвовавший показывает, что он следует воле Божьей. Ведь каждый, кто удостоился подаяния, совершает ду’а и обращается ко Всевышнему о том, чтобы Он воспринял ее, укрепил в вере жертвующего и его добрые намерения достигли своих целей. С этой точки зрения нет никаких причин, препятствующих к тому, чтобы не подать всем участникам меджлиса.
Однако вправе ли мы подавать богатому, обеспеченному человеку, который не нуждается в милостыне?
В хадисе Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорится, что следует подавать садака состоятельному человеку в пяти случаях:
1) когда этот человек проявляет старание на пути Аллаха Та’аля;
2) в том случае, если он оказывает поддержку тому, кто делает вклад в дело, угодное Всевышнему;
3) когда у человека исчерпаны возможности выплаты долга;
4) богачу, который в состоянии возместить этот долг за счет имеющегося состояния; и наконец,
5) обеспеченному лицу, у которого по соседству проживает терпящий нужду.
Из приведенного хадиса следует, что состоятельный человек, удостоившийся садака, обязан передать ее своему соседу. Конечно же, это деяние достойно вознаграждения свыше. В вопросах, касающихся подаяния, мы должны следовать хукмам Шариата. Таким образом, богатый и не нуждающийся материально человек, передавший подаяние нуждающемуся, считается выполнившим свой аманат, то есть долг.
Аллах Та’аля указывает путь к достижению добрых целей.
islam-today