Шайтан – это источник зла и грехов, он губит нас в этом мире и в мире вечном, он всегда и всюду водружает свое знамя и призывает людей к неверию и непокорности Всемилостивому Аллаху.
Часть этой мудрости заключается в следующем:
Возвышение по ступеням служения Аллаху. Пророки и угодники поднимаются по ступеням служения Аллаху, ведя борьбу с врагом Аллаха, шайтаном, и его воинством, поступая вопреки ему и в угоду Всевышнему, вызывая его гнев и гнев его приспешников, моля Аллаха о защите от него и прибегая к Аллаху, дабы Он уберег их от его зла и его козней. Без этого не заслужить земных и вечных благ …
Боязнь рабов Аллаха совершить грех. Ангелы и все верующие, став свидетелями того, что произошло с Иблисом, как он пал и потерял свое высокое положение среди ангелов, еще больше стали бояться совершить какой-нибудь грех. Нет сомнения в том, что ангелы, став свидетелями тех событий, по-иному стали поклоняться Всевышнему Аллаху, по-другому стали повиноваться Ему и бояться Его. Это видно на примере рабов, принадлежащих своему господину: когда он на глазах у всех сурово наказывает и унижает кого-нибудь из них, они еще больше начинают бояться и опасаться его.
Аллах сделал Иблиса назиданием для тех, кто способен извлечь из этого урок. Аллах сделал Иблиса назиданием для тех, кто не исполняет Его волю, кому годыня мешает повиноваться Господу, кто упрямо не желает подчиняться Ему. Грех отца, рода человеческого, также стал поучительным примером для тех, ктонарушив один из запретов Аллаха или ослушавшись Его приказа, спешит раскаяться в содеянном грехе, приносит свое покаяние и обращается к своему Господу. Отец рода джиннов и отец рода человеческого – они оба подверглись испытанию грехом, и один из них стал назиданием для тех, кто упорствует и продолжает грешить, а другой – примером покаяния и обращения к Аллаху. Сколько великой мудрости таится во всем этом, сколько ярких знамений!
Аллах сделал Иблиса искушением и испытанием для своих рабов. Иблис – это испытание и критерий, благодаря которому Аллах, отличает хороших рабов от плохих, потому что Он создал человека из земли, которая бывает мягкой и твердой, и все это неизбежно отражается на человеческой сущности. Передают со слов Абу Мусы, что посланник Аллаха сказал:
“Поистине, Всевышний Аллах сотворил Адама из горсти земли, собранной Им повсеместно, поэтому люди, как и земля, бывают красного, желтого, белого и черного цвета, мягкими и жесткими, хорошими и плохими” (Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд).
Свойство первичного материала обязательно присутствуют в том предмете, который из него создан, и они должны в нем проявляться, как требует того мудрость Аллаха. Для этого необходимо лишь создать определенные условия, и Иблис стал критерием, который помогает отличить хорошее от плохого. Другим таким критерием стали посланники Аллаха и Его пророки. В суре “аль-Гимран”, в 179 аяте Всевышний Аллах сказал:
“Аллах не таков, чтобы оставить вас, верующих, в том состоянии, в каком вы ныне, пока не отделит мерзкого и лицемера от настоящего верующего… ”.
Так Аллах посылает Своих посланников к людям и джиннам, среди которых были хорошие и плохие: хорошие примыкали к хорошим, а плохие – к плохим.
Аллах по своей Великой Мудрости собрал их вместе в Доме испытания, когда же они отправятся в Дом вечности, Он разделит их, и одним из них Он предоставит один Дом, а другим – другой, отдельно друг от друга. В этом заключена великая мудрость Аллаха и Его удивительное могушество.
Создание противоположностей – доказательство Всемогущего Аллаха. Также мудрость сотворения Иблиса заключается в том, что Аллах, создавая противоположности, являет Свое абсолютное могущество. Например, наряду с Джабраилем и ангелами, Аллах сотворил Иблиса и шайтанов, что является величайшим проявлением Его могущества, воли и власти. Кроме того, Аллах создал такие противоположности, как: небо и земля, свет и тьма, рай и ад, вода и огонь, жара и холод, хорошее и плохое.
Добродетель одной противоположности проявляется в сравнении с другой.Мудрость Аллаха заключается также и в том, что создание двух противоположностей подтверждает благость одной из них, ибо добродетель одной противоположности проявляется в сравнении с другой. Без уродства нельзя познать красоту, а если бы не бедность, то люди не знали бы цену богатству.
Испытание Иблисом делает людей более благодарным Аллаху. Аллах – хвала Ему – любит, чтобы Его благодарили, и нет сомнения в том, что друзья Аллаха, зная о существовании врага Аллаха, Иблиса, и его воинства и подвергаясь их искушению, испытывают к Аллаху более глубокое чувство благодарности, чем, если бы Иблиса не было вовсе. Ведь насколько сильно отличается то чувство благодарности, которое испытывал Адам к Аллаху, живя в раю, и то, которое он стал испытывать уже после того, как поддался искушению своего врага и покаялся в грехе, а Аллах принял его покаяние.
Борьба с Иблисом – это основа служения Аллаху. Любовь к Аллаху, раскаяние в грехах, упование на Аллаха, терпение, удовлетворение и другие подобные качества – это те проявления служения Аллаху, которые сражаясь с Шайтаном, жертвуя собой ради Аллаха и предпочитая Аллаха всему остальному, причем борьба с Шайтаном является наивысшим проявлением такого служения, и оно наиболее любимо Аллахом. Поэтому сотворение Иблиса и его воинства явилось установлением основ и ветвей этого служения, постичь всю мудрость которого и все блага может только сам Аллах.
После сотворения Иблиса, Аллах явил Свои знамения и чудеса Своего могущества. В сотворении тех, кто противостоит посланникам Аллаха, объявляет их лжецами и враждует с ними, заключена мудрость появления знамений Аллаха и чудес Его могущества, и это лучше, чем, если бы этого ничего не было. Так, например, был потоп, посох и рука Мусы, раскалывание моря, попытка многобожников сжечь Ибрахима в огне и много других знамений и доказательств могущества, знания и мудрость Аллаха, ведь всякое чудо имеет свою первопричину.
Сотворение из огня есть знамение. Другой мудростью сотворения Иблиса является то, что огненная субстанция имеет свойство сжигать, подниматься и причинять порчу, а также сиять, озарять и излучать свет, и Аллах извлек из нее и то, и другое. Точно так же земля бывает хорошей и плохой, мягкой и твердой, красной, черной, желтой и белой, и Аллах извлек из нее все эти свойства по Своей великой мудрости и благодаря Своему непревзойденному могуществу. Об этом сказано в суре “аш-Шура”, в 11 аяте:
“Он – Творец небес и земли, Он создал из вас супружеские пары и из животных создал также пары (самцов и самок), и так Он умножает вас этой мудростью, и нет подобного Ему, и ничто не сравнится с Ним. Он объемлет все, что говорят Его рабы, и видит все, что они делают”.
Islam-Today