Прежде всего, посмотрим на ответ, который дал имам Шафии (рахимахуллах) на вопрос о том, как он приобрел знание:
«Какое стремление и желание человек испытывает в том, что касается заработка, такое же стремление и желание я испытываю в том, что касается получения знаний. Как мать радуется, найдя своего потерявшегося ребенка, так и я радуюсь, узнав что-то новое».
Далее этот великий муджтахид, разъясняя, что он понимает под знанием, сказал: «Знание – это не то, что ты узнал, а то, что ты применил в жизни. Знание, не применяемое в жизни, подобно незаработанным деньгам, оно не приносит никакой пользы владельцу, и становится лишь причиной высокомерия и надменности».
Наряду с силой глубокого размышления, имам обладал очень трогательным голосом, заставляя плакать тех, кто слушал его чтение Корана. Поэтому люди, желавшие очистится от духовной грязи, приходили в его мечеть и слушали, как он читает Коран.
Его путь из дома в мечеть и обратно также проходил в состоянии глубокого размышления. В книге «Тарбийатуль-Ислам» приводится следующая история:
Однажды, когда имам Шафии возвращался из мечети после утреннего намаза, к нему подошел один человек и сказал:
- О, имам! Я вижу вас в глубоком раздумье. У вас есть какие-то проблемы?
- Каждый день, возвращаясь после намаза, я думаю о том, что от меня требуют, поэтому я выгляжу задумчивым.
- Каждое утро есть то, что от вас требуют? Что это такое, и кто этого требует?
- Каждое утро я думаю о восьми вещах, которые от меня требуют:
1) мой Господь требует от меня выполнения обязательных предписаний;
2) посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) требует от меня выполнения сунн;
3) моя семья ждет от меня халяльного заработка;
4) моя вера и разум требуют следовать им;
5) мой нафс и шайтан требуют, чтобы я подчинился им;
6) ангелы, записывающие мои деяния, ждут от меня только благодеяний;
7) каждый новый день требует от меня задуматься о том, что я стал старше еще на один день;
8) Азраиль (алейхи салям) требует от меня задуматься над тем, что я стал еще ближе к нему. Каждый свой день я начинаю с размышления над этими требованиями, и это является причиной моей задумчивости.
Услышав это, человек, задавший вопрос, сказал:
- О, имам! Эти требования выдвигаются только тебе или и мне тоже?
Улыбнувшись, имам Шафии (рахимахуллах) сказал:
- Это знает твое сердце. Каждое утро я ощущаю эти требования, если хочешь, поразмысли хорошенько над этим. Возможно, что то же самое требуется и от тебя.
Человек задумался, а затем сказал:
- Да! Эти требования обращены не только к тебе, но и ко мне, а также к каждому человеку, начинающего утром новый день своей жизни. И если мы не думаем об этом, то только из-за нашей нерадивости, а не из-за того, с нас этого не требуют.
Как вы думаете, обращены ли к нам эти восемь требований, о которых упомянул имам Шафии?
Islam-Today