Со времен пророка Адама (алейхи салям) и до наших дней человечество двигалось двумя противоположными путями. Один из них – это путь веры и истины, а другой – это путь неверия и заблуждения. Эта противоположность во внешней жизни людей находит свое отражение и в их внутреннем мире в виде противоборства чувств и желаний. Сердце, разум и совесть человека, побуждают его к пути веры; а нафс и низменные желания толкают его к пути неверия. Теперь мы бы хотели подробнее остановиться на основных причинах, ведущих человека к неверию и заблуждению:
- Невежество. Как в прошлом, так и сегодня невежество является основной причиной ослабления веры и впадения в неверие. Под невежеством здесь подразумевается нежелание размышлять над причинами возникновения вещей и событий. В свою очередь причиной невежества является фанатизм и слепое следование. Именно это было самым большим препятствием для всех пророков в призыве людей к истине. Главную борьбу пророки вели с фанатизмом людей и с их слепым следованиям заблуждениям предков. И сегодня ситуация ничем не отличается от того, что было вчера.
- Высокомерие и надменность. Второй причиной неверия является высокомерие. Именно это чувство стало причиной того, что шайтан впал в заблуждение и был лишен милости.
- Ошибка органов чувств и неверное восприятие реальности. Это подобно вынесению решения о каком-либо предмете, на основании его отражения в воде. В свою очередь и у этого есть несколько причин:
- Постоянная занятость чем-то материальным отдаляет человека от духовного и делает его невосприимчивым к истине, которую несет вера.
- Сравнение Аллаха Всевышнего с Его творениями также является важнейшей причиной заблуждения. Аллах – Творец вселенной. Все сущее является Его творением. Так же, как мастер не подобен своему произведению, так и Творец вселенной не подобен ей.
- Предположение о том, что разум способен постичь суть всех вопросов веры. Знание существования чего-то – это одно, а знание сущности этого – совсем другое. Во вселенной существует множество вещей, чья сущность нам неизвестна, однако это не требует отрицания существования этих тел и предметов. Также и незнание сущности Аллаха, ангелов, Рая и Ада, не требует их отрицания.
- Численное превосходство неверующих, а также их общая позиция отрицания по некоторым вопросам вероубеждений. Правота и достоинство определяются не количеством. Например, общее количество животных многократно превосходит количество людей, однако человек стоит над всеми животными.
- Упорство в совершении грехов. Каждый совершенный грех оставляет раны в сердце и душе человека. Продолжая упорствовать в грехе, человек достигает той точки, когда все его сердце становится черным, и он полностью утрачивает свет веры. С этой точки зрения в каждом грехе есть путь, ведущий к неверию. Если черное пятно греха не будет стерто покаянием, то оно покроет все сердце и приведет человека к неверию.
Islam-Today