По преданию от Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел: «Любое слово и дело, начатое без упоминания Аллаха, не имеет бараката/успеха» (Ибн Ханбаль, II, 360).
«Бисмиллях», то есть упоминание имени Аллаха перед началом любого слова и дела, берет свои истоки с очень давних времен.
Из аятов Священного Корана, ниспосланных нам Всевышним Творцом как проявление бескрайней Милости и Милосердия, следует, что пророк Нух (мир Ему), живший еще до пророка Сулеймана (мир Ему), садясь на свой ковчег, изрек:
وَقَالَ ارْكَبُواْ فِيهَا بِسْمِ اللّهِ مَجْرَاهَا وَمُرْسَاهَا إِنَّ رَبِّي لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Сказал он [им]: «Садитесь на судно, с именем Аллаха мы отправляемся в путь (движемся) и с Ним же (с Его именем) причалим. Воистину, Господь мой Всепрощающий и бесконечно Милостивый [а потому во всем происходящем полагаемся на Него, моля о прощении и милости]» (сура Худ, аят 41).
В доисламский период арабы употребляли выражение «Бисмиль-лат ва узза» (с именем Лата и Уззы), показывая свою приверженность соответствующим идолам, которым они поклонялись. Хотя и они иногда упоминали имя Аллаха. Так, например, когда был объявлен бойкот племени Бани Хашим, которые одними из первых приняли ислам, мекканцы повесили на стене Каабы объявление, повествующее об этом решении, которое начиналось со слов «Бисмикя Аллахумма». Именно такое выражение употребляли вожди управлявшие Меккой, во время заключения мирного договора с мусульманами при Худайбии.
К тому же стоит вспомнить, что первые аяты Священного Корана, ниспосланные Благословенному Пророку, начинались с именем Всевышнего:
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее» (сура аль-Аляк, аят 1).
А после ниспослания же аятов суры ан-Намль:
قَالَتْ يَا أَيُّهَا المَلَأُ إِنِّي أُلْقِيَ إِلَيَّ كِتَابٌ كَرِيمٌ
إِنَّهُ مِن سُلَيْمَانَ وَإِنَّهُ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
أَلَّا تَعْلُوا عَلَيَّ وَأْتُونِي مُسْلِمِينَ
«Она [властная и мудрая Билькыс, решила посоветоваться] сказав: «[Досточтимое] собрание [советники и знать], мне пришло великодушное [значимое и очень важное] послание. Оно — от Сулеймана (Соломона). Оно [начинается со слов]: «С именем Бога, милость Которого безгранична и вечна. Вам не победить меня [пишет в письме Сулейман], а [остается лишь] прийти ко мне покорными [одному и единственному Богу]» (сура ан-Намль, аят 29-31), мусульмане стали употреблять упоминание имени Аллаха в привычной для нас форме, то есть произносили «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» (С именем Аллаха Милостивого и Милосердного).
В риваятах же, больше встречается выжение «Бисмиллях», «Бизикриллях», а в некоторых хадисах вовсе употреблено выражение «Бильхамди» (с восхвалением), которое в смысловом контексте схоже с «Бисмиллях».
«Бисмиллях» является в Исламе олицетворением поклонения человека Аллаху, где любые начинания, любые деяния, слова и поступки, дозволенные канонами религии, начинаются с упоминания имени Всесильного и Всемогущего Аллаха, пренадлежащим Ему слабым и ограниченным в возможностях рабом, который признает Его власть над собой и Ему он поклоняется. Произнося «Бисмиллях» человек берет направление к Его довольству, ограничивая себя рамками Его дозволения.
Употребеление же словасочетания «Бисмилля» в совокупности с именами Всемогущего Аллаха «Рахман» (Милостивый) и «Рахим» (Милосердный) имеет особое значение. Ибо произносящий это предложение человек, выказывает свое намерение в своем деле, поступке, словах и тд., приедрживаться принципов, основанных на милости и милосердии. Тем самым, человек придерживающийся рамок дозволенного Аллахом облагородит свою жизнь на земле этими принципами милости и милосердия, обеспечив себе, таким образом, покой и счастье в обоих мирах.
Как видим, произнесение «Бисмиллях» является действием, посредством которого человек заслуживает довольство Вевышнего Творца и получает неоцинимую духовную награду, увилечивая свое благо, для обоих миров.
Употребление же словосочетания «Бисмилля» в совокупности с именами Всемогущего Аллаха «Рахман» (Милостивый) и «Рахим» (Милосердный) имеет особое значение, ибо произносящий это предложение человек, выказывает свое намерение в своем деле, поступке, словах и тд., придерживаться принципов, основанных на милости и милосердии. Тем самым, человек придерживающийся рамок дозволенного Аллахом облагородит свою жизнь на земле этими принципами милости и милосердия, обеспечив себе, таким образом, покой и счастье в обоих мирах.
В некоторых же случаях произнесение «Бисмиллях» является обязательным условием. Так, например, при забое животных:
وَلاَ تَأْكُلُواْ مِمَّا لَمْ يُذْكَرِ اسْمُ اللّهِ عَلَيْهِ
«Не ешьте [из мясных продуктов] то, над чем не было упомянуто имя Бога [Господа миров, Творца всего и вся]. Это [употребление подобного в пищу] — уклонение от заповеди [грешно пред Богом; аморально по отношению к животному миру; вредно для человеческого здоровья]» (сура аль-Анам, аят 121), или же во время охоты на них:
قُلْ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ وَمَا عَلَّمْتُم مِّنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ اللّهُ فَكُلُواْ مِمَّا أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُواْ اسْمَ اللّهِ عَلَيْهِ
«Вам разрешается использовать обученных животных и птиц для охоты. Ешьте добычу, что они удерживают [приносят] для вас. А отправляя их за нею, упоминайте имя Всевышнего» (сура аль-Маида, аят 4).
Однако произнесение и упоминание имени Всвышнего Аллаха перед запретными и греховными делами является отдельным грехом.
Islam-Today