В каких случаях наши мысли - грех?

В каких случаях наши мысли - грех?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Шейх Фарраз Раббани на эту тему говорит следующее:

Ибн Аббас (р.а.) сказал, что Пророк (ﷺ) передал слова Всевышнего о том, что «воистину, Аллах записывает все плохие и добрые поступки», и затем объяснил эти слова:

«Таким образом, если кто-то вознамерится совершить добрый поступок, но не совершит его, Аллах воздаст ему как за совершенный хороший поступок. Если же человек вознамерится и затем совершит хороший поступок в действительности, Аллах воздаст ему как за совершение от десяти до семисот хороших поступков и даже больше. Когда же человек вознамерится поступить плохо, но не сделает этого, Аллах воздаст ему как за одно совершенное благое дело. Если же человек вознамерится совершить плохой поступок и совершит его, то Аллах запишет это ему как один плохой поступок». [Бухари, 6010 и Муслим, 187]

Имам Зайнуддин ибн Нуджайм в книге «Аль-Ашбах ва аль-Надхаир» объясняет:

«Мы не будем наказаны лишь за греховные мысли, возникшие в душе, если не выскажем их вслух и не станем поступать согласно им. Об этом говорится в хадисе [Сахих], переданном Муслимом.

Суммируя мнения ученых по этому вопросу, можно выделить пять уровней греховных и благих мыслей, возникающих в душе человека:

  1. Мимолетная мысль (хаджис), приходящая на ум;
  2. Мысль (хатир), представляющая собой определенную идею, возникшую в душе;
  3. Нашептывания души (хадис аль-нафс) подразумевают неопределенное намерение сделать что-либо или воздержаться от этого;
  4. Намерение (хамм) представляет собой склонность совершить какой-либо поступок;
  5. Решение (азм) предпринять что-либо.

Учёные согласились, что мимолетные мысли не являются наказуемыми, поскольку они не зависят от действий человека. Что же касается мыслей и нашептываний души, несмотря на то, что человек в силах избегать их, отрицая их сразу же, как только они возникают, они также не учитываются в соответствии с достоверным хадисом, связанным с этим вопросом.

Если же говорить о намерении, то, как объясняется в достоверном хадисе, намерение совершить добрый поступок записывается как один совершенный хороший поступок, тогда как [только лишь] намерение совершить плохой поступок не записывается.

Решение же поступить плохо, по мнению учёных, учитывается. В книге «Аль-Баззазийя» говорится: «Если кто-то вознамерился совершить грех – это не считается грехом до тех пор, пока человек не принимает решение поступить плохо. Если же кто-то решает поступить плохо, он грешит, но не совершает греха действием» [Ибн Нуджайм, Аль-Ашбах ва аль-Надхаир].

Комментируя хадис, переданный Ибн Аббасом, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, в книге «Фатх аль-Бари» пишет, что таково было мнение Бакиллани и что Кади Йяд заявлял, что так считало большинство первых мусульман и учёных.

islam-today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: