Известен хадис, в котором говорится о молитве, представляющей собой в результате ничто иное, как пустое времяпровождение, где говорится о посте, который, в итоге, есть лишь чувство голода…
Это невероятно, но факт: как же так, что мусульманин может молиться, но его молитва будет лишь отточенными телодвижениями? А как же пост? Разве может пост, который мусульманин совершает с намерением, ради Аллаха и вдруг… ничего важного, только чувство голода. По сути, пророк Мухаммад (ﷺ) говорит о тщетной молитве и тщетном посте. Будем честны перед собой – именно о тщете он говорит. И это звучит странно: разве равнятся между собой священный обряд и тщета? Может быть Пророк имел в виду молитву и пост лицемера? Но нет же – в хадисе нет ни слова о лицемере и лицемерии.
Пророк (ﷺ) предупреждает о том, что человек, конечно, может молиться, может поститься, но делает он это неправильно. И «неправильно» не означает нарушение порядка движений в молитве или пренебрежение к требованиям поста. Все движения в молитве совершаются правильно, в требования поста выполняются, но в результате – ноль. Поэтому слово «неправильно» в данном случае намекает не на действие, но на того, кто совершает действие. Иными словами, проблема не в том, как делать правильно, но в том, чтобы исправить себя. Ведь если человек неправилен внутри, в душе, то каждый его поступок будет неправильным, будь он при этом хоть с головы до ног обвешан исламскими флагами и такбирами…
Важно то, кто есть человек, а не то, что он делает. Когда фанатики, выкрикивая такбир, сжигают людей живьем, когда режут им глотки в режиме онлайн… Их речи полны религиозными словами, они через каждое слово повторяют имя Аллаха или Его посланника (сав), над их головами реют знамена с исламской символикой… но кого могут ввести в заблуждение их речи и флаги, когда совершаемые ими деяния яснее ясного свидетельствуют о том, кем они являются по своей сути?
Убийца, конечно же может молиться, но его молитва не может быть правильной, равно как и его пост, и даже ежечасный таваф вокруг Каабы, даже ежедневный хаджж не очистит его от грехов, поскольку его душа – это душа убийцы, душа того, кто убивает невинных просто ради забавы. Может ли в таком сердце возникнуть желание настоящей молитвы?
Религиозность несовместима с больной душой. Настоящая религиозность – это не слова или действия, религиозность – это правильное бытие, бытие такими, какими нас создавал Всевышний – бытие Его наместниками на земле. «Быть» начинается внутри, это – кто ты есть, а «делать» – это всегда результат того, кто ты есть там, внутри. Именно поэтому ислам и все наследие Пророка (ﷺ) огромное внимание уделяют объяснению того, каким следует быть.
Даже на простые вопросы о том, что такое ислам, Пророк отвечал предельно просто – он говорил каким следует быть: «Скажи: «Я уверовал в Аллаха!», и будь честен» или «Скажи: «Я уверовал в Аллаха» и будь радушным». Если бы такой вопрос об исламе задали сто человек, Пророк дал бы сто ответов, в которых первая часть была бы одной и той же, а вторая часть – подходящей для каждого вопрошающего с учетом его внутреннего состояния, играя роль пророческого рецепта для исправления человека изнутри.
Секрет притягательности пророков и праведников
Не кажется ли странным, что в таких случаях Пророк (ﷺ) не говорит о том, что нужно делать – читать намаз или поститься? Дело в том, что нет смысла говорить о том, что следует делать тому, кто еще не знает каким нужно быть, кто еще неправилен внутри.
Следует осознавать, что религиозность начинается изнутри, а не снаружи. Религиозность движется изнутри наружу, выражаясь в словах, в выражении лица, в поступках, в поведении, в манере общения. Религиозность, выражающаяся вовне – привлекательна. Вот в чем секрет притягательности пророков и праведников. А преступления, творимые «во имя Аллаха» так называемыми «правоверными» – не притягательны, напротив, они – отвратительны. И такие «правоверные» могут привлечь лишь себе подобных – тех, которые внутри такие же, как они сами.
islam-today