Одной из самых ярких черт истинного мусульманина является такая черта как ответственность. Ответственность на арабский язык переводится как «аманат» и происходит от корня «иман» (вера). Что говорит о взаимосвязи этих двух качеств. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет веры у того, у кого нет ответственности, и нет религии у того, кто не соблюдает договоры». Одна из форм ответственности – это ответственность за свои поступки. Когда ты честно признаешь своим совершенный тобой поступок. Но как поступают некоторые мусульмане? Переадресовывают ответственность за свои дела чему-то другому или кому-то другому… Например, шайтану. Наверно, звучит смешно, но некоторые действительно убеждены, что не несут ответственности за свои плохие дела, потому что их «шайтан попутал».
В Коране Всевышний Аллах говорит: «Воистину, козни шайтана слабы». (Коран, сура «ан-Ниса», аят 76). Шайтан может наущать и соблазнять человека, приукрашивать и призывать, но это не более, чем мысли или наущения, которые не властны над душой и поступками человека. Конечный выбор все же остается за самим человеком.
Один из исламских ученых сказал об этом: «Верующие испытывают наущения шайтана, и у них появляются нечестивые мысли, от которых сжимается грудь, как об этом сказали сподвижники: «Посланник Аллаха! В наших душах возникают такие мысли, что упасть с неба на землю для нас лучше, чем произнести их». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это явный признак веры». В другой версии сообщается, что сподвижники сказали: «В наших душах возникают мысли, произнесение которых мы считаем тяжким грехом». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Хвала Аллаху, Который превратил его (т.е. шайтана) козни в наущения».
Иными словами, если у человека появляются такие наущения, и он питает к ним большую неприязнь и удаляет их из своего сердца, то это является явным признаком веры. Он поступает, словно воин, который встречается с врагом и оказывает ему сопротивление, пока не одерживает над ним верх. И это великий джихад. Поэтому люди, приобретающие знания, и поклоняющиеся страдают такими наущениями и сомнениями больше, чем другие, так как остальные люди не придерживаются законов Аллаха и не следуют Его путем, а потакают своим желаниям, пренебрегая поминанием своего Господа, и это именно то, чего желает шайтан. В отличие от них, люди, которые устремляются к своему Господу, приобретая знания и поклоняясь Ему, являются врагами шайтана, который хочет отвратить их от Всевышнего Аллаха».
Человек сам может быть себе худшим врагом, даже если его не наущает проклятый. Нафс настолько изобретателен и лукав, что при свободе воли ему не требуется «увещеватель» в лице шайтана, чтобы сбить человека с толку. Вспоминается притча об одном послушнике. В одном монастыре во время поста один послушник очень захотел вареное яйцо, которое постом запрещалось есть. Не имея возможности сварить его на кухне, так как тогда его могут увидеть и уличить в нарушении поста, он спрятался в своей келье. Зажег свечку и стал опалять ею яйцо, надеясь, что оно сварится. В этом время в келью неожиданно постучался игумен, и, увидев послушника со свечкой и яйцом, в удивлении спросил его:
– Что ты делаешь?
– Яйцо жарю, – признался испуганный послушник. – Простите, это меня бес научил.
В это время из-за угла кельи выглянул «бес» и сказал: «Нет. Я сам у него учусь».
Так что следует признать, что человек сам не менее изобретателен, чем его «бес».
Человек сам творит свою жизнь в этом мире, и в мире будущем согласно своим деяниям. А если кто и надеется оправдаться или защититься кознями шайтана, то вспомним аят, в котором Всевышний сказал: «Когда свершится дело (и настанет Судный день), шайтан скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас и вы послушались меня. Поэтому не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». (сура «Ибрахим», аят 21).
islam-today