Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства». Когда же люди спросили у него, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что является высокой нравственностью, он процитировал аят Корана: «Возьми (себе на вооружение) умение прощать (быть снисходительным); побуждай (следовать) общепризнанным нормам (благородства, этики, морали) и отвернись от невежд (не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохие поступки плохим)», а затем добавил: «(Высокие нравы) – это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой (восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их с тобой); когда даешь (помогаешь) тому, кто (в свое время) лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя».
Кто из нас не был ранен чужой несправедливостью или не испытал горечи пренебрежения? Кто из нас не был «жертвой» предательства, измены, обмана, притеснения? Наверно, каждый испытал эту боль, «автором» которой был кто-то другой, близкий либо далекий, друг либо враг.
И, наверно, самое меньшее, что мы испытывали в отношении этих людей – это благодарность. «Конечно, – спросите вы, – о какой благодарности может идти речь?..» Но если смотреть шире или выше…
Каждый человек, особенно верующий, должен понимать, что конечной целью его земного странствия является не земное счастье, а счастье вечное. Когда мы приходим в этот мир, никто не дает нам гарантий, что все будет или должно быть благополучно, светло и беспрепятственно. Духовное странствие, которое проходит каждый из нас, особенно тем, что его путь пролегает как через радости и светлые полосы, так и через дебри трудностей, испытаний и труда. И те обиды, которые испытывает каждый человек от других, есть нечто иное как одно из таких испытаний. Даже если оно нанесено руками творения Всевышнего, как сказано в аяте: «Воистину, некоторых из вас Мы сотворили испытанием и искушением для других: проявите ли вы терпение?» (Коран, 25:20)
Проявим ли мы терпение? Понимание того, что обиды – это не дело случая, организованного руками злодеятеля, а испытание, ниспосланное Всевышним, мы имеем возможность направить свои душевные силы не на то чтобы исправить эту ошибку, а на то чтобы преодолеть это испытание достойным образом. «Твой Господь – Видящий», говорится в том же аяте. И в хадисе кудси Всевышний спрашивает: «Совершил ли ты добро тому человеку, который причинил тебе зло? Простил ли ты того человека, который обидел тебя? укрепил ли ты родственные связи с тем, кто прервал их с тобой? Поступал ли ты справедливо с обманувшим тебя? Заговорил ли ты с тем, кто прекратил общение с тобой?»
Духовный рост, приближение к Всевышнему не проходит лишь только в молитвах и благих деяниях. Умение терпеть несправедливость, выносить личные обиды, когда другого дозволенного способа действия не остается, это и есть один из самых «продвигающих» отрезков. Так поступал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Аиша, да будет доволен ею Всевышний, спросила его, был ли для него более тяжелый день, чем битва при Ухуде, он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил, что это был день Акабы, когда соплеменники Мухаммада оскорбили его и выгнали, однако когда ему был послан ангел гор, чтобы наказать их, он не стал просить мести, но попросил для них праведного потомства. Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Всевышний, говорил, что самые любимые ими, первыми праведными мусульманами, временами были те, в которые они подвергались испытаниям.
С этой позиции, наверно, становится более понятным слово «благодарность» в отношении обидчиков. Психоаналитик Дж. Холлис в одной из книг писал: «Мы должны благословить тех, кто причинил нам больше всего боли, ибо они больше всего способствовали нашей трансформации. Мы можем даже полюбить их, позволив им оставаться такими, какие они есть, даже если сами продолжаем бороться во время жизненного странствия, двигаясь к финалу, предопределенному нам судьбой». Слова психолога в данном случае созвучны с одним из хадисов.
От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сможет ли кто-нибудь из вас быть таким, как Абу Дамдам?» Люди спросили: «А кто такой Абу Дамдам?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поднимаясь утром, Абу Дамдам говорил: «О Аллах, я подарил Тебе свою душу и свою честь», и он не ругал тех, кто ругал его, не притеснял тех, кто притеснял его, и не бил тех, кто бил его».
Ошибочно понимать вышеприведенные слова как призыв воспевать злодеев, открыто благодарить их – все-таки несправедливость – это то, что Всевышний Аллах запретил даже Себе, и никто не имеет права притеснять другого. Однако же вклад обидчиков в духовное развитие тех, кто осознает цель своего земного путешествия и видит мир дальше своего Эго и даже мирской жизни, неоценим. И понять это могут лишь те, о которых Всевышний сказал:
«А что до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это от решимости в делах» (Коран, 42:43)
islam-today