С точки зрения «вечного благополучия» беззаботная мирская жизнь опасна, потому как может указывать на то, что испытания этого человека отложены на будущую жизнь. С другой стороны, множество тягот и испытаний также не означает, что человек облагодетельствован. Это значит, что человеку дан шанс для обретения довольства Всевышнего, но ведь его еще и нужно реализовать…
Что поможет человеку преодолевать мирские трудности достойно?
- Понимание бренности, недолговечности, незначительности мирской жизни.
Испытания также имеют преходящий срок («Воистину, за каждой тягостью – облегчение»), однако их след запечатлевается в нашей мирской и вечной жизни. Если мы вели себя терпеливо, то это вознаграждение, если пали духом, нарушили границы дозволенного, то это еще больший груз.
- Понимание принадлежности этого мира и его благ не человеку, а Всевышнему.
Понимание того, что Всевышний Аллах является хозяином всего сотворенного и справедливо, что Он поступает с этим как пожелает. «Все блага, которые вы имеете, – от Аллаха» (Сура «Ан-Нахль» – «Пчелы», аят 53). Все, что дано человеку, принадлежит Аллаху, и дано ему на временное пользование. Умм Салим, да будет доволен ею Аллах, когда у нее и Абу Тальхи умер ребенок, которого они сильно любили, сказала: «О Абу Тальха! Если люди доверят другим что-то, а затем потребуют вернуть вверенное, могут ли вторые воспротивиться?» Он ответил: «Нет! Вверенное в итоге возвращается». Она продолжила: «Поистине, Аллах дал нам ребенка, затем забрал его у нас» (Бухари, Муслим)
- Осознание награды за терпение в трудностях.
Это то, что вдохновляет людей на терпение и стойкость, когда с ними происходят нежелательные события. Да, Всевышний забирает то, что принадлежит Ему, однако как Он щедр – щедр тем, что воздает наградой за то, что человек перенес это без ропота и недовольства. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Как же прекрасно вознаграждение тружеников, которые были терпеливы и уповали на своего Господа!» (сура «Аль-Анкабут» – «Паук», аят 58, 59).
- Понимание краткосрочности страдания.
Когда человек понимает, что «это не вечно», ему легче сдержать себя, собрать силы для преодоления испытания. В Коране Всевышний говорит: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» (сура «Аль-Инширах» - «Раскрытие», аят 5-6) Каждое испытание несет за собой какую-либо радость, утешение, благо, которые смягчают предыдущую трудность.
- Иногда то, что кажется несчастьем, скрывает в себе большое благо, о котором неизвестно человеку – либо это путь к мирскому благополучию и успеху, либо это вознаграждение в будущей жизни.
Кто знает, может за благородное слово или глоток терпения, сделанные при том или ином несчастье, Всевышний простит все остальные грехи и даст щедрое вознаграждение? Некоторые верующие даже в несчастьях восхваляют Всевышнего, так как несмотря на тяжесть их с одной стороны, с другой стороны это и шанс снискать довольство Аллаха, укрепить веру, очистить душу от грехов.
От Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда какая-либо боль в форме (недуга) или чего-нибудь другого постигает мусульманина, тогда Господь непременно посредством этого снимает с него грехи. И это (прощение грехов) подобно тому, как опадают листья с дерева». (Бухари, Муслим) В другом хадисе сказано: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то скорбь, печаль, страдание, болезнь, даже колючка, которая уколет его, через это Аллах прощает грехи».
- Упование на Всевышнего.
Мирское благополучие обычно отвлекает сердце от поминания Аллаха. Испытания – это средство восстановить свою связь с Всевышним, обратиться к Нему за помощью, заполнить свое сердце верой в Его милосердие и помощь. К слову сказать, слово «религия», производное от латинского «religare» буквально значит «воссоединиться», «восстановить связь». Не случайно, когда случается несчастье, нужно произносить слова: «Воистину, Мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся».
- Принятие предопределения Всевышнего.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его». (сура «Аль-Хадид» – «Железо», ат 22). Когда с человеком случается беда, он чувствует себя обделенным, брошенным, одиноким. Вера в предопределение и осознание, что то, что случилось, произошло по воле Всевышнего, а значит, человек не забыт и не брошен Всевышним. А что может быть для человеческого сердца более согревающим и утешающим, чем близость своего Создателя?
Всякий из нас сирота, если он лишен милости Аллаха. Всякий из нас беден, если нет у него в запасе добрых дел и благородного сердца. И всякий из нас заблудший, если идет на поводу страстей. «Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она густеет! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее. Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен. Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют? Разве Он не нашел тебя заблудшим и не повел прямым путем? Разве Он не нашел тебя бедным и не обогатил? Почему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа». (сура «Ад-Духа» – «Утро»)
islam-today