Хотя неверие порождает в сердце человека бездонную пустоту и тревогу, почему же человек не замечая очевидных истин, не верует?
Если принять во внимание, что в любой момент человека могут постигнуть невообразимые бедствия, и что человеку постоянно приходится бороться, чтобы остаться на ногах, то упорство в неверии, несмотря на то, что существуют очевидные божественные истины, заставляет задуматься. Хотя неверие порождает в сердце человека бездонную пустоту и тревогу, почему же человек не замечая очевидных истин, не верует? Причинами неверия являются следующие:
1) Высокомерие.
Высокомерие, ставшее причиной, по которой Иблис впал в заблуждение, так же является важнейшей причиной, по которой люди отворачиваются от веры. Человек, считающий себя самодостаточным, будет далек от того, чтобы признать себя рабом Аллаха. В одном из хадисов-кудси, говорится:
اَلْكِبْرِيَاءُ رِدَائِي وَالْعَظَمَةُ إِزَارِي فَمَنْ نَازَعَنِي وَاحِدًا مِنْهُمَا قَذَفْتُهُ فِي النَّارِ
«Величие - Мой изар, а гордость - это Моя накидка, Я брошу в огонь того, кто будет соревноваться со Мной в этом» (Муслим, Бирр, 136; Абу Давуд, Либас, 26). Из этого следует, что величие присуще только Аллаху Всевышнему. А человеку подобает лишь быть рабом Аллаха.
Приверженность человека эгоцентризму, а так же такие мысли, как «я все делаю сам», «моя судьба в моих руках», неизбежно приведет человека к неверию. В большинстве случаев за неверием человека, стоит именно высокомерие.
2) Незнание границ дозволенного.
Вторым препятствием для веры является незнание и переступание границ дозволенного. В Коране, в качестве примера, приводится история Каруна:
قَالَ إِنَّمَۤا أُوتيتُهُ عَلَٰى عِلْمٍ عِنْدِي أَوَلَمْ يَعْلَمْ أَنَّ اللّهَ قَدْ أَهْلَكَ مِنْ قَبْلِهِ مِنَ الْقُرُونِ مَنْ هُوَ أَشَدُّ مِنْهُ قُوَّةً وَأَكْثَرُ جَمْعًا
«Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Неужели он не знал, что до него Аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями?» (аль-Касас 28/78). Как следует из этого аята, Аллах Всевышний уничтожил многие народы и людей, за то, что они преступали границы дозволенного.
3) Материалистический взгляд на жизнь.
Человек всегда был врагом неведомого, отворачиваясь от того, что он не мог объяснить. Это и толкает его к тому, что он может ощутить органами чувств. Стремление к обретению земных благ, препятствует видению истины. Мировоззрение имеет огромное значение. Если мировоззрение человека не откорректировано, то он не увидит того, что нужно видеть, или увидит это неправильно. В Коране обращается внимание на мировоззрение фараона:
يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحًا لَعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلهِ مُوسَى
«Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы» (Гафир 40/36-37).
Попытки найти Всевышнего Создателя бесконечно далекого от обладания местом и материей, словно Он является чем-то материальным, как нельзя лучше демонстрируют мировоззрение материалистов. Многие из тех, кто попал в эту трясину, так и не смогли обрести веру.
Если посмотреть на все вышеперечисленные причины, то станет совершенно ясно, что у неверия нет никакой рациональной или логической основы. Неверующие люди вместо того, чтобы возвеличить свои души, покорившись Аллаху, предпочли стать рабами своих низменных страстей. Пытаясь избежать ответственности и стараясь найти удобный для себя путь, вне веры. Они упорствуют в неверии, потому что недостаточно сказать «я уверовал», вслед за этим необходимо выполнять необходимые повеления, и отказываться от всего скверного, что может быть приятно нафсу.
Islam-Today