В некоторых хадис-шарифах действительно говорится о том, что Аллах спрашивает у ангелов о делах Своих рабов. В головах тех, кто не понимает суть проблемы, эти хадисы рождают подобный вопрос: «Разве Аллах достигает до Своих рабов посредством ангелов?» Вот пример такого хадиса:
«Кроме ангелов, записывающих благодеяния и грехи человека, у Аллаха есть ангелы, которые бродят по земле. Когда они видят людей, поминающих Аллаха, зовут остальных, говоря:«Бегите к тому, что вы искали!» Услышавшие этот призыв ангелы тотчас соберутся и расширят их круг до ближнего неба. Аллах спросит у них: «В каком состоянии вы оставили Моих рабов?» Ангелы ответят: «Мы оставили их, когда они восхваляли Тебя, освящали и поминали Тебя». После этого между Всевышним Аллахом и ангелами состоится такой разговор:
‒ Они видели Меня?
‒ Нет, не видели.
‒ Что было бы, если бы они Меня видели?
- Если бы они Тебя видели, несомненно, еще больше восхваляли бы Тебя, еще больше освящали и поминали бы Тебя.
‒ Чего они желают?
‒ Они хотят Рая.
‒ Они видели Рай?
‒ Нет, не видели.
‒ Что бы стало, если бы они увидели Рай?
‒ Если бы они увидели Рай, то еще больше захотели бы его и действовали бы еще осмотрительнее.
‒ От чего они прибегают к Моей защите?
‒ Они прибегают к Твоей защите от Огня.
‒ Они видели Ад?
‒ Нет, не видели.
‒ Что бы стало, если бы они увидели Ад?
‒ Если бы они увидели Ад, то еще больше остерегались бы его, еще сильнее боялись бы его и еще больше прибегали бы к Твоей защите от него.
‒ Беру вас во свидетели: Я их простил». (Тирмизи)
Да, действительно существует много хадисов, подобных этому. Всевышний Аллах здесь задает вопросы ангелам не для того, чтобы узнать через них о Своих рабах. Ведь знание Аллаха объемлет все. Ему ведомо обо всем, что было, есть и будет. Ангелы являются служителями Господа, но не Его исполнителями, которые все делают за Него.
А если так, то в чем заключается мудрость того, что наш Господь спрашивает у ангелов?
Первая мудрость заключается в том, что наш Господь в качестве милости делает ангелов свидетелями лучшего состояния сынов Адама. В Судный день эти ангелы выступят свидетелями в пользу человека, и это будет для него прекрасным подарком и милостью.
Вторая мудрость связана с тем разговором, который состоялся между Аллахом и ангелами в момент сотворения человека. В аяти-кариме так повествуется об этой беседе:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали:«Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». (Бакара, 2:30)
Делая ангелов свидетелями того, как люди совершают зикр, тасбих, намаз и другие важные виды поклонения, Аллах указывает им соответствие человека той высокой цели, ради которой люди были сотворены. Вопрос: «В каком состоянии вы оставили Моих рабов?» был задан ангелам не для того, чтобы узнать у них нечто новое о людях, а чтобы показать ангелам на достоинства сынов Адама, чтобы сделать их свидетелями действий людей в соответствии с целью их сотворения.
Islam-Today