«Ни одна душа не понесет чужого бремени, и если обремененная душа взмолится о том, чтобы ей помогли понести ее ношу, ничто не будет взятоиз нее, даже если просящий окажется близким родственником. Ты предостерегаешь только тех, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, и совершают намаз. Кто очищается, тот очищается во благо себе, и к Аллаху предстоит прибытие». (Сура «Фатыр», аят 18)
Люди сотворены способными совершать как добрые дела, так и плохие поступки. Аллах одарил людей разумом и направил к ним пророков и религии, чтобы разумные люди могли различать добро и зло, правильное и неправильное, благодеяние и грех. Мухаммад (с.а.в.) – последний Пророк, а Ислам – последняя религия. Те люди, которые любят благословенного Пророка и всю жизнь соблюдают основы принесенной им религии, заслужат щедрое воздаяние и отдалятся от грехов. А люди, не принимающие основ принесенной им религии, не добьются никакого воздаяния.
Верующие люди тоже время от времени совершают ошибки и греховные поступки. Если их грехи затрагивают права других людей, то они заслуживают их прощение, возвращая свой долг добрыми делами. Но если они не заслужат прощения в этом мире, то должны будут возвращать свой долг в ахирате. То есть часть воздаянийдолжника будут отняты и даны тому, кому он задолжал в этом мире.
Если совершенные грехи касаются прав Аллаха, то они должны покаяться и попросить у Господа прощения. Аллах по своему усмотрению или примет их покаяние и простит их, или подвергнет их наказанию в соответствии со степенью их вины. Но в итоге каждый испытает на себе последствия своих грехов и никто не будет наказан за чужие грехи.
В приведенном выше аяте прежде всего подчеркивается эта сторона вопроса. В нем определены границы ответственности человека. Данный аят определяет меру религиозной ответственности человека и то, за что ему придется держать ответ в ахирате. Одновременно в нем указаны правовые границы ответственности человека в этом мире.
До появления правовых отношений, люди произвольно устанавливали наказания, и это приводило к несправедливости. Если кто-то из племени совершал преступление, то его вина накладывалась на всех и за него наказывали все племя. Никто не говорил: «У этих людей нет вины, давайте искать виновного». Пятнадцать веков тому назад Ислам принес принцип индивидуальной ответственности и персонального наказания. Данный принцип сегодня принят во всех правовых системах.
Во второй части аята говорится о тех, для кого окажутся полезными предостережения нашего Пророка (с.а.в.). Здесь затрагиваются две главные особенности истинно верующих. Первая из них: способность бояться Аллаха, словно видишь Его воочию, то есть искренне уверовать в Него и вверить Ему себя полностью, никогда не противиться Ему. А вторая особенность: совершение намаза с усердием, то есть проявление своего имана на практике. Очистится от зла тот человек, который способен на это и избегает грехов, а при их совершении заслуживающий отпущения грехов покаянием. Несомненно, нам предстоит возвращение к сотворившему нас Господу. Мы должны подготовить себя к этому дню.
Как нельзя брать на душу чужие грехи, так же невозможно переложить на чужие плечи свои грехи. Ведь Аллах истинно знает обо всем. Он способен воздать каждому по заслугам (Ниса, 4:111-112).
Да предоставит нам Господь возможность прожить свою жизнь свободными от грехов. Да простит нас, коли мы впадем в грехи из-за нашей человеческой слабости. Ведь Его могущество безгранично, и Он может отпустить нам наши грехи.
Islam-today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.