Всевышний Аллах говорит в Коране: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!» Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!» Вовсе нет!». (сура «аль Фаджр», «Заря», аяты 15-17)
Также в другом аяте сказано: «Мы испытываем вас добром и злом для искушения, и к Нам вы будете возвращены». (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 35)
Всевышний связывает в Своей книге испытания и блага, говоря о том, что и добро, доставшееся человеку, может стать для него искушением. И на самом деле радости жизни могут сыграть не меньшую роль в том, чтобы человек сбился со своего пути. Тогда как избежать того, чтобы наслаждаясь тем, что даровал Всевышний, не выйти из-под Его довольства и за грани богобоязненности?
Обычным следствием владения некоторыми благами являются забвение или чрезмерное увлечение ими (так, что человек забывает об остальных важных аспектах жизни) и/или высокомерие (человек, видя свое превосходство в благах, относит его и к превосходству в положении перед другими). Каким образом?
Человек всегда стремится к поддержанию постоянства, сохранению некой стабильности. Поэтому некие блага, дарованные ему сверх того, к чему он привык, могут невольно вызвать у него стресс. Напряжение, неизбежно возникающее в связи с подобными изменениями в жизни, должно во что-то трансформироваться – если не изменится его мышление, то он не сможет получать радость от «даров судьбы». Поэтому решение в таких ситуациях заключается не в том, чтобы отказываться (хотя и этот вариант может быть полезен, если человек видит, что эти блага «портят» его), а в том, куда направить поток мыслей, неизменно меняющихся вместе с изменением положения человека. Деструктивные мысли вроде «я живу лучше, потому что я лучше других» или желание пренебречь другими аспектами жизни (например, обязательствами перед семьей или духовной стороной жизни) могут повлечь как и потерю этих самых благ, так и потерю довольства Всевышнего. Один из самых мудрых ответов на такие ситуации - благодарность. Прежде чем твой нафс шепнет, что это благо – потому что ты лучше, прежде чем внутри желание еще больших наслаждений отодвинет на второй план вопросы духовности и нравственности - благодарность. Пусть она опередит или хотя бы возглавит клубок мыслей и чувств, возникающих в моменты обретения мирских благ. Благодарность будет заключаться в понимании, что то, что ты получил – прежде всего милость от Всевышнего, ведь есть много людей, которые поступают так же как ты, имеют подобные стремления, образ жизни, но не достигают желаемого. Благодарность будет в том, чтобы не позволить новообретенным благам накренить чаши твоих ценностей в сторону мирского и временного. И может быть в том, чтобы поделиться дарованным свыше с другими. Ощущение благодарности (себе, другим, Всевышнему) важно и там, что где нечто получено не «случайно» или неожиданно, а долгим путем усердия, стремления, труда.
Благодарность – это как венок, украшающий и являющийся как бы завершающим элементом какой-либо милости от Творца. И подобное завершение показывает, что благо «принято, осознанно и пережито без духовных потерь», а значит человек готов принять новые. Не потому ли благодарные люди получают от жизни еще больше – потому что их благодарность помогает им наилучшим образом справляться с навалившимся счастьем? Таков закон жизни, а по сути – высказанное в аяте Священной книги обещание: «Если вы будете благодарны, то Мы приумножим вам». (сура «Ибрахим», аят 7).
Ася Гагиева
islam-today.ru