Различного рода паломничества приобретают свое значение от их связи с рождением или смертью того или иного пророка или святого. Поэтому бытует мнение, что мусульманское паломничество в Мекку (хадж) также связано с местом рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Тем не менее, факты свидетельствуют о другом.
Происхождение хаджа Кааба в Мекке была первой в истории человечества мечетью для поклонения Одному и Единственному Аллаху – Творцу Вселенной. В ответ на молитву пророка Авраама (мир ему) последний пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) родился недалеко от того места, где стоит Кааба. Действительно, такие обряды хаджа, как семикратный обход Каабы, бег между двумя холмами - Сафа и Марва и жертвоприношение животных больше имеют отношение к жизни пророка Ибрагима (мир ему), его жены Хаджар и их сына Исмаила, чем, собственно, к пророку Мухаммаду. Каждый день, как минимум пять раз, мусульмане мыслями и душой устремляются к Мекке и ее центру – Каабе. И раз в год во время хаджа паломники, прибывающие из дальних уголков планеты, пересекают моря и пустыни, чтобы собраться у этого благословенного Дома. И первое, что они делают, оказавшись в Мекке, спешат поприветствовать Каабу. Кааба в Исламе считается чем-то вроде духовного маяка и ориентира.
Мусульмане считают Каабу центром всей земли, поскольку она символизирует Единство Всевышнего Аллаха - Единственного Бога, заслуживающего поклонения и безусловного повиновения. Ислам уникален тем, что, не признает поклонения никакому творению Аллаха, будь то человек, животное или материал. Согласно Мирчи Элиаде, известному религиозному философу и религиоведу, религиозный человек должен найти свое мироздание, найдя в нем неподвижный центр. Он называет его «Центром мира» или «Пупом Земли». Понимание ритуалов хаджа Фактически, семикратный обход Каабы (Таваф) имеет большое мистическое значение. Это практическая демонстрация мусульманской веры в единство Аллаха (таухид).
Кааба оказывает на верующих сильное духовное притяжение, которое побуждает их двигаться к ней и стать частью множества поклоняющихся и совершающих таваф единоверцев. После семикратного обхода и молитвы у Макама Ибрахима паломники движутся к источнику Замзам. Происхождение источника Замзам хорошо известно: когда младенец Исмаил плакал, страдал от жажды, его мать Хаджар бегала вперед и назад между холмами Сафа и Марвой в надежде найти воду. Исмаил в слезах начал топтать землю, откуда чудесным образом забил источник. Таким образом появился источник Замзам. Он до сих пор дает воду миллионам паломников и его вкус остается неизменным. Выпив из воды Замзама, паломники двигаются к вершинам Сафы и Марвы, чтобы вспомнить страдания Хаджар в поисках воды для своего ребенка.
В 8-ой день месяца Зуль-хиджа люди собираются в месте под названием Мина и готовятся отправиться на следующий день в долину горы Арафат. Пророк Мухаммад говорил, что без стояния в долине Арафат хадж недействителен, тем самым указав на фундаментальную основу хаджа. «Стояние» в долине Арафат в 9-1 день месяца Зуль-хиджа является кульминацией хаджа. В долине Арафат верующий испытывает колоссальный духовный опыт нахождения в «Божественном присутствии».
Действительно, нет другого подобного центра паломничества, которое объединяло бы в одном месте так много людей различных рас, национальностей и языков, и которые одновременно, почти синхронно, участвовали бы в одних и тех же религиозных обрядах. Известный американский общественный деятель, правозащитник и один из идеологов афроамериканского движения 60-х годов прошлого столетия Малькольм Икс (аль-Хадж Малик Шаббаз) писал о хадже: «Америка должна понять Ислам, потому что это единственная религия, в которой отсутствует расовая проблема… Я никогда раньше не видел искреннее и истинное братство, реализуемое людьми с разным цветом кожи, независимо от их цвета. Вы можете быть потрясены этими словами, и тем, что слышите их от меня. Но то, что я видел и пережил в этом паломничестве, вынудило меня переоценить мои ранние установки, и пересмотреть некоторые из моих ранних выводов». Здесь, между землей и небом, нет ничего, что могло бы заставить верующего почувствовать, что он находится далеко от своего Создателя. Стоя посреди огромного океана единоверцев, «жаждущих только Лика Аллаха», паломник чувствует себя полностью изменившимся, благодаря опыту Божественного Присутствия. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет ни одного другого дня, в котором от огня Ада Аллах освобождает столько Своих рабов и рабынь, как в день Арафата.
Поистине, Он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими. Он спрашивает: «Чего же они хотят?». (Муслим, Насаи)
Вечером 9-го дня паломники двигаются к месту под названием Муздалифа, который находится между Миной и Арафатом и остаются там на ночь. Оттуда паломники возвращаются в долину Мины, чтобы бросить камни в три столба в месте, известном как Джамарат. После бросания камней паломники участвуют в ритуальном заклании животных и в финальном обходе вокруг Каабы. После этого паломники остаются в Мине в течение трех дней. Эти три дня в Исламе известны как Дни Ташрик.
Хадж - уникальное время, когда Бог особенно милостив к Своим слугам. Он отвечает на молитвы всех тех, кто совершает паломничество с искренней верой. Паломники должны искренне полагаться на прощение и милость от Аллаха и молиться Ему с искренностью и преданностью. Хадж - обряд, который наглядно демонстрирует благодать святых мест, явственно ощущаемых Его преданными рабами.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) прямо утверждал, что Аллах непременно примет молитвы хаджиев: «Тот, кто проявляет усердие на пути Аллаха, и тот, кто совершает хадж, и тот, кто совершает Умру (малый хадж), - является гостем Аллаха. Он призывает их, и они отвечают на Его призыв, и они просят Его, и Он отвечает на их просьбу». (Ибн Маджа)
По завершению хаджа, паломники (которые совершали обряды хаджа с верой и ожиданием награды от Аллаха) возвращались домой с удовлетворением, что Аллах простил их грехи и ответил на их молитвы.
Islam-today