Почет и величие даются Аллахом и вовсе не состоят в том, что обычно ценится людьми.
Всевышний соторил Адама (а.с.) из глины и заставил поклониться перед ним ангелов, сотворенных из света. Ведь уважают не за внешний вид, а за дела и поступки.
Как сказано в одном риваяте, когда явился Джибрил (а.с.) и сообщил повеление о возведении Каабы, Исмаил (а.с.) начал таскать камни и глину, а Ибрахим (а.с.) складывал стены. Джибрил же учил, как надо делать. Стены стали довольно высокими, с земли было неудобно класть камни. Тогда они принесли большой камень, пророк Ибрахим (а.с.) встал на него и продолжал строить. След от его благословенной ступни запечатлелся на камне. Тот камень называют "Макам Ибрахима". Передают, что и ангелы таскали камни вместе с Исмаилом (а.с.).
Всевышний посредством Джибриля (а.с.) научил их всем видам и способам совершения хаджа, объяснил все его условия, фарзы, ваджибы и суннаты.
Когда дошла очередь до установления Хаджар аль-Асвада, пророк Ибрахим (а.с.) сказал: «Исмаил, принеси один хороший камень, чтобы он стал указателем для верующих». Исмаил отправился и принес один камень. Ибрахим (а.с.) велел: «Пусть будет еще лучше». Исмаил (а.с.) снова пошел за камнем. На горе Абу Кубайс он услышал голос: «Во время Потопа Джибрил оставил на мне один камень, возьми же его». Он отнес его отцу, и этот святой камень Каабы был установлен на место.
Передают, что пророку Ибрахиму (а.с.) было велено собирать камни для Каабы с пяти горных вершин: с горы Синая, горы Зайн, Ливанской горы, с вершин Джуди и Хира. Если будет сказано, что эти горы далеко от Мекки, как же были доставлены камни, в ответ мы скажем, что они были доставлены с помощью ангелов. Есть несколько вариантов объяснения, почему камни были принесены с пяти гор. Некоторые говорят, что есть пять обязательных намазов, и за них положено воздаяние такой же величины, как эти пять гор. В одном риваяте сказано, что видимая Кааба построена из камней этих гор, а духовная Кааба - религия ислам - возведена на пяти основаниях. Говорят, что каждая из этих пяти гор имеет особую ценность и достоинства. Недаром про них сообщено в Священном Коране.
Отец с сыном завершили строительство Каабы. После чего они совершили таваф, исполнили один из рукнов хаджа. Завершив хадж, пророк Ибрахим (а.с.) оставил Святую Каабу на попечение Исмаила, попрощался и собрался отправиться в Шам, на свою старую родину. Он поднялся на гору Арафат и посмотрел на Мекку, которая располагалась в каменистом и песчаном ущелье. Потом он посмотрел в сторону Шама и увидел, что те края утопают в садах, и там много рек и плодородной земли, много народу поселилось на этих землях. Он вспомнил с жалостью о своем сыне Исмаиле, поднял руки к небу и взмолился Аллаху: «Йа Рабби! Будь милосерден к моему сыну Исмаилу!»
Когда Ибрахим (а.с.) сел на верблюда и собрался поехать, пришло откровение: «Призови всех людей посещать этот Дом и пусть совершают таваф!» Пророк же сказал: «Йа Рабби! Насколько далеко будет слышен мой голос?» Всевышний велел: «Тебе нужно только сказать, Я сам доведу твой голос, чтобы люди приходили сюда и получали благословение, посетив этот Дом». Ибрахим (а.с.) вернулся назад и поднялся на камень, на котором обычно стоял. Говорят, что из-за благодати его благословенных ног Макам Ибрахима (а.с.) стал настолько огромным, что сравнялся с горами. Стоя на нем, Ибрахим повернулся лицом в сторону Йемена и воскликнул: «О, люди! Всевышний Аллах возвел один Дом и велел вам навещать его. Приходите. Навещайте!»
По одному разу он крикнул в каждую сторону. Аллах донес голос Своего друга на весь мир. Услышав этот голос, люди ответили "леббейк" (слушаемся). Ибн Аббас (р.а.) передает, что тогда ответили все, кто когда-либо совершит хадж, даже те, кто пока находился в чреслах отцов и в утробах матерей. Кто совершит один хадж, ответили "леббейк" один раз, а кто совершит два или три раза, соответственно отвечали дважды или трижды. После этого Ибрахим (а.с.) оставил вместо себя халифом Исмаила (а.с.), сам же направился в сторону Шама.
На следующий год, когда наступил сезон хаджа, он взял с собой Сарру и Исхака и прибыл в Священную Мекку. Они совершили хадж, а Исмаил помогал им во всем. С особым уважением он отнесся к благочестивой Сарре, стараясь всячески ей услужить. Сарра была очень довольна и много молилась за него. После завершения хаджа, они вернулись в Шам. Каждый год, в сезон паломничества, они приезжали в Мекку и совершали хадж. Здесь они встречались с Исмаилом (а.с.), а затем снова возвращались в свои края. Когда благочестивой Сарре исполнилось сто двадцать семь лет, она перешла в мир ахирата. Да благословит ее Аллах и будет к ней милостив! Ее тело обмыли и завернули в саван. И после этого Сару похоронили на участке земли, который принадлежал пророку Ибрахиму (а.с.) .
Из книги "История Пророков"