Начиная с Адама (алейхи салям) в каждой религии существовало хотя бы одно время молитвы. Общине пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям) намаз также был вменен в обязанность. Хотя сам намаз и не является условием веры, но вера в его обязательность является частью имана.
В основе намаза лежит дуа и восхваления. В исламе намаз называется салят. Для каждого мукалляфа, то есть мусульманина, достигшего совершеннолетия и являющегося умственно полноценным, пятикратный намаз является персональной обязанностью (фард айн). Обязательность намаза подтверждается Кораном и сунной.
По единодушному мнению ученых ахлю-сунна, поклонение не является составной частью веры. Однако по поводу намаза существуют разногласия. Так как в одном из хадисов говорится: «Верующего от неверующего отличает намаз».
Человек, который не признает обязательность намаза и не боится наказания за его невыполнение, является неверующим. Аллах Всевышний не вменил в обязанность намаз и пост для неверующих. Эти повеления обращены к верующим. Неверующие подвергнутся наказанию не за то, что они не совершали намаз и пост, а за то, что они не уверовали. В книге «Задуль-Муквин» говорится:
«Прежние алимы говорили, что тот, кто не выполняет пяти обязанностей, соответственно будет лишен пяти вещей:
1. Тот, кто не выплачивает закят, не получит блага от своего имущества.
2. Тот, кто не выплачивает десятину, не будет иметь баракята в доходах.
3. Тот, кто не дает садака, не обретет здоровья.
4. Тот, кто не делает дуа, не обретет желаемого.
5. Тот, кто не совершает намаз, не сможет на последнем вздохе произнести слова шахады».
Совершение намаза подразумевает размышление над величием Аллаха и осознание собственной ничтожности. Человек, осознавший это, будет совершать только добро, не причиняя никому зла. Сердце того, кто пять раз в день предстает пред своим Господом, наполниться искренностью. Каждое движение, совершаемое в намазе, приносит пользу сердцу и телу. Совершение намаза в мечети соединяет сердца верующих и укрепляет братские узы.
В одном из хадисов, упоминаемых в книге «Курратуль-Уйун», говорится: «На того, кто без причины не совершает намаз, Аллах нашлет пятнадцать бедствий. Шесть из них постигнут человека в мирской жизни; три – в момент смерти; три – в могиле; и еще три – при воскрешении.
Бедствия, которые постигнут человека в мирской жизни:
1. В жизни того, кто не совершает намаз, не будет баракята.
2. Такой человек будет лишен любви Аллаха.
3. Он не получит вознаграждения ни за одно благодеяние.
4. Его дуа не будут приняты.
5. Никто не будет любить такого человека.
6. Дуа мусульман за него не принесут ему никакой пользы.
Бедствия в момент смерти:
1. Он отдаст душу тяжело и страдая, будучи опозоренным.
2. Он умрет голодным.
3. Сколько бы он не пил, он умрет, испытывая сильнейшую жажду.
Бедствия в могиле:
1. Могила так сильно сдавит его, что его кости зайдут друг за друга.
2. Его могила наполнится огнем, который днем и ночью будет жечь его.
3. Аллах создаст в его могиле огромную змею, которая не будет похожа на земных змей. И эта змея станет жалить его каждый день, во время наступления каждого намаза.
Бедствия в судный день:
1. Ангелы наказания постоянно будут с ним.
2. Аллах встретит его с гневом.
3. Его отчет будет очень тяжелым, и он будет брошен в огонь Ада».
В заключение хотелось бы повторить, что пятикратный намаз является фардом для каждого мусульманина. Невыполнение намаза будет причиной того, что человек уйдет из жизни без веры. Тогда как совершение намаза становится причиной наполнения сердца нуром и обретения человеком вечного счастья. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Намаз – это свет».
Islam-Today